В данной статье представлен анализ деятельности гражданского общества в осуществлении своей главной функции – охрана и защита прав и свобод граждан. Выявлены основные формы и способы защиты законных интересов граждан. Дана оценка состояния политики государства по осуществлению правозащитной деятельности. Представлены правозащитные организации, которые могут воздействовать на саму государственную власть. Проанализирована роль правозащитных движений в организации и обеспечении защиты конституционных прав и законных интересов граждан.
В современном демократическом обществе защита прав и интересов граждан Российской Федерации – задача не только государства и органов государственной власти, но и институтов гражданского общества, которые призваны контролировать и ограничивать правонарушения власти, следить за сохранением правопорядка и соблюдением законов в отношении прав и интересов граждан, обеспечивать правовое воспитание граждан, реализовывать принцип гласности и открытости путём информирования населения, повышать уровень политической активности всего населения РФ.
Формирование гражданского общества в России началось с 1993 года, но даже сейчас нельзя сказать, что гражданское общество полностью сформировано. Всё же в вопросах обеспечения защиты прав и свобод граждан остаются некоторые проблемы, связанные в основном с неготовностью населения участвовать в решении общественных дел, возможно, из-за нежелания брать на себя определённую долю ответственности за принятые решения, что существенно мешает развитию механизмов гражданского общества. Ведь именно от этого развития зависит, насколько мы можем быть уверенными в защищённости и гарантированности наших прав и интересов, институты именно гражданского общества способны противостоять власти, контролировать соблюдение и реализацию государством законов на практике, что и будет обеспечивать защиту прав и свобод граждан.
Пассивная позиция граждан в отношении политики по обеспечению их прав и свобод негативно сказывается на её развитии, потому что при отсутствии структурированной программы действий институтов гражданского общества у государства нет возможности узнать, какие потребности существуют у граждан, в чём оно нуждается, с какими общественными проблемами ему приходится сталкиваться, так как нет прямой связи между государством и отдельными лицами.
При анализе роли гражданских обществ в общественной жизни нельзя не затронуть такое важное понятие как «правозащитная организация». Под правозащитной организацией понимается отдельный вид общественных объединений, который имеет свои характерные особенности: независимость от государства, функционирует бескорыстно, а не ради чьей-либо выгоды, не поддерживает ни одну из существующих политических партий и, самое главное, защищает интересы граждан в какой-либо определённой сфере.
Можно выделить государственные и негосударственные институты защиты прав человека. К государственным институтам мы относим органы государственной власти: судебная система, правоохранительная система, институт уполномоченного по правам человека. А к негосударственным — можно отнести различные общественные объединения, правозащитные организации и движения.
Ключевую роль в защите прав и интересов граждан играет суд – основное средство государственной защиты граждан, являющееся самостоятельным и независимым органом правосудия, обеспечивающий защиту прав и свобод граждан.
В Конституции РФ сказано, что каждый гражданин имеет право на создание общественных объединений, в том числе и профсоюзы, для защиты своих интересов.
В отличие от государственных, неправительственные организации создаются на добровольных началах и имеют в своей компетенции такую функцию, как контроль за государственной властью, недопущение нарушения основных прав и свобод граждан. При чём государство не имеет права вмешиваться во внутренние дела общественных объединений, оно не вправе диктовать им свои условия, цели и задачи, так как даже на создание этих общественных организаций и движений не требуется никакого разрешения со стороны государственной власти [4, с. 3].
Важнейшее место в обеспечении защиты прав и свобод граждан занимают такие институты гражданского общества, как адвокатура и частный нотариат.
По специфики своей работы адвокатуру не может заменить ни один из субъектов, оказывающих юридическую консультацию и помощь физическим и юридическим лицам. Согласно ст. 3, ч. 1 Закона об адвокатуре, адвокатура представляет собой профессиональное сообщество адвокатов. Данное сообщество имеет свою целостную структуру, оно действует независимо как от государственной власти, так и от любых других организаций, призванных обеспечивать правопорядок и соблюдение законов. Несмотря на это, деятельность адвокатов находится в тесном взаимодействии с органами государственной власти. Особо в законе выделяется, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти, и также она не входит и в систему органов местного самоуправления.
Юридическая деятельность адвокатов обладает особым значением, так как она призвана предотвращать, устранять и не допускать ошибки при судебных разбирательствах, предоставлять защиту перед судом физических и юридических лиц, следить за правомерностью действий власти и обеспечивать соблюдение принципов законности и справедливости.
Необходимо учитывать, что адвокат может использовать только законные способы защиты прав, он не имеет права подтасовывать факты или каким-либо образом искажать действительность, произошедших событий, задавать наводящие вопросы, заниматься подстрекательством свидетелей и многое другое. Всё должно происходить исключительно в рамках закона. Кроме того, адвокат не может отказаться от защиты интересов подсудимого и использовать информацию ему во вред.
Юридическая помощь очень важна, поскольку в силу незнания законодательства, некомпетентности в правовых вопросах при столкновении с произволом со стороны государственных органов, граждане не знают, что необходимо сделать, как и какими способами можно решить возникшую проблему. Поэтому в таких случаях люди обращаются за помощью к адвокату, который сможет правомерными действиями защитить или добиться восстановления нарушенного права, опираясь на нормы закона.
Не менее значимую роль в обеспечении защиты прав и интересов граждан играет такой институт гражданского общества, как нотариат, осуществляющий свою деятельность при совершении каких-либо нотариальных действий (составление договоров, оформление сделок купли-продажи и т. д.).
Как и любые другие институты гражданского общества, нотариат имеет цель повышение уровня правовой культуры, но при этом нотариусы работают не со всем обществом, а только с определённой его частью, с определёнными физическими и юридическими лицами, которым понадобилась его помощь. И, конечно же, деятельность нотариуса строго регламентируется словом закона. Например, давать консультации в суде он не может, в его компетенции входит разъяснить возможность или невозможность определённого действия, подсказать в какую судебную инстанцию обратиться с определённым вопросом [1, с. 175].
Нотариат хоть и независим от государства, но действует в вопросах защиты прав, свобод и интересов граждан строго в рамках своих полномочий, установленных законом. Особенность правозащитной деятельности нотариуса выражается в его бесспорности. Нотариальные акты являются неопровержимым доказательством при разбирательстве в суде, так как составлены на принципах объективности и достоверности [7, с. 64]. По окончании своей работы нотариусы вносят составленные документы в специальный реестр и создают архив документов, тем самым, облегчая разрешение возникающих споров.
Наряду с данными институтами по защите прав и законных интересов граждан существует местное самоуправление, в условиях которого может быть создана муниципальная полиция. Но на современном этапе развития России представители государственной власти говорят о том, что региональные и местные власти сейчас не в силах обеспечить нормальную работу данного органа и поэтому его создание не приведёт ни к каким положительным результатам. В других странах это обычная практика, и там муниципальная полиция выполняет вспомогательную роль и решает вопросы в основном по месту жительства граждан [10, с. 20]. Это служит ещё одним доказательством того, что политика по развитию гражданского общества Российской Федерации требует значительного реформирования и модернизации.
На основе всего вышесказанного можно утверждать, что правозащитные организации – особый вид общественных объединений, имеющий свои особенности: это деятельность некоммерческого характера, не связанная с политикой, независимость от государства, а также существование своей определённой цели. Целевое назначение данных организаций можно определить так: гарантия и защищённость прав, свобод и законных интересов граждан, восстановление нарушенных прав. Существует и их классификация. Правозащитные организации делятся по работе с некоторыми возрастными категориями населения, по виду правонарушений, а также есть и те, которые занимаются комплексом проблем.
Таким образом, главная задача правозащитных организаций – это не разжигание конфликта между отдельным лицом и государством, а наоборот, оказание помощи государству в обеспечении охраны прав и интересов человека, а также содействие благоприятному разрешению возникших конфликтов, на основе закона [11, с. 18].
В настоящее время институты гражданского общества получили широкий спектр прав и огромную сферу влияния на государство. Созданы все правовые условия для дальнейшего вовлечения населения РФ в деятельность гражданских объединений, для решения гражданами тех проблем, которые волнуют общество, для защиты своих же интересов. Но сейчас наблюдается низкая активность граждан в общественных объединениях, и это неизменно ведёт к торможению темпов развития всех институтов гражданского общества.
Первоочерёдная задача и государства, и правозащитных организаций сейчас – донести до граждан, что их роль в развитии общества весьма значительна, каждый должен осознавать, что от его гражданской позиции зависит будущее всей страны. Ведь гражданская активность каждого принесёт пользу не только государству, но и его гражданам.