1. Получить информацию:
- ФИО коллектора, а также наименование коллекторской организации, от имени которой действует позвонивший вам сотрудник;
- на каком основании коллекторское агентство было привлечено или на каком основании долг был передан для взыскания;
- сумму задолженности и способах её погашения (следует запросить данную информацию в письменном виде с указанием полной суммы задолженности вместе с суммой основного долга процентами, пенями, штрафами;
Должник не обязан принимать на веру информацию, которую озвучивает позвонивший человек. Обязанность должника удостовериться в том, что позвонивший человек не мошенник, а лицо, действующее на законных основаниях. Можно попросить предоставить документы, удостоверяющий личность коллектора, доверенность от коллекторской организации на подтверждение соответствующих полномочий и копию свидетельства о внесении сведений о его организации в государственный реестр. Вам обязаны ответить на обращение не позднее тридцати дней со дня его получения (ст. 10 Закона N 230-ФЗ).
2. Отказаться от взаимодействия.
Гражданин вправе направить кредитору заявление об отказе от взаимодействия путем личных встреч, телефонных переговоров и путем отправки телефонных, телеграфных, электронных сообщений. Отказ должника от непосредственного взаимодействия и взаимодействия путем отправки телефонных, телеграфных, электронных сообщений невозможен в течение 4-х месяцев с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства.
Заявление можно направить через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить его кредитору, либо лицу, действующему от его имени проставив на втором экземпляре заявления отметку о вручении.
Отказаться от взаимодействия с кредитором путем отправки письменной корреспонденции должник не вправе.
3. Подать жалобу/заявление в случае нарушения частоты и способов взаимодействия.
Условия осуществления взаимодействия с должником изложены в статье 7 ФЗ от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
В случае нарушения, частоты звонков или способа взаимодействия, должник вправе обратиться с заявлением:
- в Роспотребнадзор;
- в Роскомнадзор;
- в Федеральную службу судебных приставов (ФССП);
- в Центральный банк;
- в правоохранительные органы;
- в Прокуратуру.
- в суд общей юрисдикции, например, с заявлением о компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями;