Аннотация. В статье предпринята попытка определения основных направлений и путей совершенствования юридической практики в зависимости от её вида и существующих на сегодняшний день проблем. Юридическая практика в настоящей работе понимается широко: анализу подверглась как правотворческая, так и правоприменительная практика, которые теснейшим образом друг с другом связаны и оказывают друг на друга непосредственное влияние. В завершении работы сделаны выводы и предложения по исследуемой теме.
Ключевые слова: юридическая практика, правотворческая практика, правоприменительная практика.
Юридическая практика является воплощением действия права, через которое субъекты выявляют пробелы правового регулирования, коллизии, противоречия, другие дефекты права, а также степень эффективности принятых норм, соответствие их целям и задачам правотворческих органов, актам более высокого уровня и, наконец, Конституции РФ и нормам международного права, являющихся частью российской правовой системы. Юридическая практика показывает уровень не только провозглашения, но и реализации прав и свобод человека и гражданина.
Несмотря на столь важное значение юридической практики, стоит констатировать, что в настоящее время вопросам юридической практики уделяется недостаточное внимание. Данный факт имеет следствием отсутствия разработанной теории юридической практики, что также отражается и на уровне нормативно-правового регулирования отношений, относящихся к юридической практике.
Вместе с тем, исследование основных вопросов юридической практики даст возможность не только выработать однозначные теоретические положения в данной области, но и позволит на этой почве проводить работу по совершенствованию как теоретических, так и законодательных положений в данной сфере. Пока же, на наш взгляд, не создано фундамента, который предстоит еще основать.
В юридической практике существует две основные части, непосредственно влияющие друг на друга: правотворческая практика и правоприменительная практика.
Стоит отметить, что вопросы совершенствования правотворческой практики имеют особое значение на сегодняшний день. От разработанности этой практики зависит качество принимаемых законов, что напрямую влияет на уровень защиты прав и свобод человека и гражданина в России, которая в силу ст. 1 Конституции РФ является правовым государством. Все это усугубляется в настоящее время, характеризующееся концептуальной сменой всего общественного и политического устройства, кода стабильность и качество законодательства имеют основополагающее значение.
В настоящее же время отсутствуют единые правила разработки и принятия нормативно-правовых актов вообще и законов, в частности. Разработка таких правил и придание им нормативного характера предупредила бы дефекты в нормативных правовых актах, что непосредственно достигается применением принципов правового регулирования и юридическими и техническими требованиями к законопроектам.
В этой связи в научной литературе неоднократно делались предложения по принятию федерального закона о нормативном правовом акте, определяющего категориальный аппарат, правила разработки, принятия и вступления в силу законов разных уровней. Подобные предложения не раз вносились исследователями. В некоторых странах СНГ такие законы приняты и успешно действуют более 20 лет. К таким странам относятся Республика Беларусь, Республика Молдова, Республика Казахстан и др.
Кроме того, в литературе отмечается и необходимость внедрения новых подходов ко всей концепции правотворчества, пересмотру всего ныне действующего законодательства, приведению его в соответствие с международными нормами о правах человека и другими актами международного права, что связано с переходом от ограничительно-запретительных способов воздействия на частную жизнь к общедозволительным, а в публичной области – к разрешительному порядку деятельности государственных органов и должностных лиц
Сложившаяся в России социально-экономическая, политическая и национальная ситуация, обстановка в разных сферах жизни общества и духовной среды в целом требуют принятия соответствующих законов. Вместе с тем, качество этих законов должно соответствовать основным требованиям и принципам, отраженным в Конституции РФ, чего нельзя с уверенностью сказать о современных законах и подзаконных актах. Так, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»[2] внесен ряд поправок в Конституцию РФ, в том числе и в ст. 77, фактически запрещающей высшим должностным лицам иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Однако, 25.08.2021 года Президент РФ изменил эту статью своим Указом № 493. Такое положение вещей нельзя признать в качестве правильного: Президент РФ не может вносить поправки в текст Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании (референдуме).
Юристы по Прочим услугам
Подобные действия как со стороны Президента РФ, так и других органов исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня, выходящих за пределы своих полномочий, подрывают авторитет издавшего их органа и всего законодательства в целом, негативно влияют на экономику и другие сферы общественной жизни, порождают правовой нигилизм, создают затруднения при реализации, в том числе создают неопределенность в вопросе об иерархии нормативных правовых актах и значении закона как особого регулятора общественных отношений.
Кроме того, важным вопросом, частично урегулированным законодательством является определение эффективности как готовящихся к принятию, так и принятых законов на территории РФ. На этапе собственно правотворчества основной акцент делается на качестве текста нормативного правового акта, обеспечиваемого посредством проведения комплексной экспертизы, проводимой на базе научного учреждения, и осуществления оценки регулирующего воздействия, призванной оценить потенциальную действенность нормативного правового акта на практике. Задача экспертов состоит в установлении соответствия проекта требованиям, предъявляемым к закону по форме и содержанию. Для решения поставленной задачи эксперты должны: оценить согласованность проектам с нормативными актами высшей и одинаковой с ним юридической силы; проверить соблюдение правил оформление проекта; проверить соответствие проекта юридико-техническим требованиям языка и законодательного стиля.
Кроме того, действует закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в соответствие с ним Правительством РФ утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Все эти меры направлены на искоренение дефектов законодательства, которые прямо влияют на правоприменение, на уровень защиты прав и свобод граждан и поэтому имеют большое значение.
Итак, стоит констатировать, что юридическая практика в России на современном этапе нуждается в особом внимании. При этом, внимание должно быть не только со стороны практиков, которые постоянно в своей работе сталкиваются с несовершенством действующего законодательства, но и со стороны теоретиков, чьи предложения должны быть учтены при формировании правовой основы функционирования юридической практики. Предупреждение дефектов нормативных правовых актов должно осуществляться на этапах как правообразования и правотворчества, которым соответствуют две формы предупреждения нормативных дефектов: профилактика и предотвращение. Так и на стадии правоприменения. На стадии правообразования профилактика достигается путём применения принципов правового регулирования и юридико-технических требований к законопроектам. На стадии правотворчества основной акцент делается на качестве текста нормативного правового акта, обеспечиваемого посредством проведения комплексной экспертизы и осуществления оценки регулирующего воздействия. Правоприменение обнаруживает все несовершенства системы права, в том числе, пробелы, коллизии, неточные формулировки, неопределенность правового регулирования и т.п. И последнее, говоря о юридической практике стоит также обратить внимание на качество законов, регламентирующих деятельность правоприменительных органов. Так же, как и в отношении суда, в законе о прокуратуре нужно определить конкретные меры юридической ответственности за вмешательство в деятельность прокуратуры, игнорирование выносимых ею предостережений, представлений и протестов, изменить методы правового воздействия на нарушителей закона. Данные меры будут способствовать стабильности правопорядка и формированию правового государства в России.