Не редки случаи, когда Банк навязывает «добровольное» страхование жизни при получении заемщиком потребительского кредита. Поскольку, предлагая заключить договор страхования жизни, от потери работы и прочие виды (добровольного) страхования, банк хочет свести убытки к минимуму, в том числе заработать на комиссии по агентскому договору, заключенному между кредитной организацией и страховой компанией.
Зачастую банк обуславливает получение займа заключением договора страхования, при этом сумма страховой премии по договору страхования может достигать 1/3 всей суммы займа, которая также будет включена в кредитный договор с начислением процентов за весь период пользование займом.
❗️ В этой связи следует иметь введу, что к отношениям между заемщиком и кредитором подлежит применению подпункт 5 пункта 2 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которым к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом.
Учитывая требования данной правовой нормы, банк или иная кредитная организация не вправе обуславливать получение заемщиком кредита (займа) приобретением дополнительных услуг (страхование жизни, помощь на дороге, юридическое сопровождение и пр.).
В случае, если все-таки банк навязал дополнительную услугу «страхование жизни» или иной вид (добровольного) страхования при получении потребительского кредита, от неё отказаться при соблюдении определенных условий.
В пункте 2 статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.
Минимальные (стандарты) требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования содержаться в пунктах 1 и 8 Указания Банка России от 20 ноября 2015 г. N 3854-У, в соответствии с которыми при осуществлении добровольного страхования страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Указанный период, в течение которого страхователь вправе отказаться от договора добровольного страхования и вернуть страховую премию, называется «периодом «хлаждения». При этом возврат страховой премии осуществляется страховщиком в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования. Порядок расчета (наличными деньгами или в безналичном порядке) осуществляется по выбору страхователя.
Учитывая изложенное, отказ от договора добровольного страхования при получении потребительского кредита необходимо оформить заявлением в простой письменной форме, в котором указать (примерно) следующее:
Юристы по Прочим услугам
Между ПАО «Почта Банк» и Николаевым И.О. заключен договор потребительского кредита № 0589040 от 00.00.2023.
Получение займа банк обусловил заключением с ООО «СК «КАРДИФ» договора добровольного страхования № 53.20.159.490550 от 00.00.2023, по которому страхователем уплачена страховая премия в сумме 56 000 рублей.
С указанным условием я не согласен (на), в связи с чем, на основании пунктов 1 и 8 Указания Банка России от 20 ноября 2015 г. N 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» прошу:
- Расторгнуть договор страхования № 53.20.159.490550 от 00.00.2023, заключенный между ООО «СК «КАРДИФ» и Николаевым И.О
- Произвести возврат страховой премии в сумме 56 000 рублей по следующим реквизитам (далее указываете реквизиты вашей карты). Дата. Подпись.
❗️ Важно иметь введу, что заявление о расторжении договора страхования, возврата страховой премии необходимо направлять не в банк, а в страховую компанию, с которой заключен договор страхования.
Способ доставки можно выбрать любой, как на электронную почту, адрес которой отражен на сайте страховой компании, так и через курьерскую службу или Почту России заказным (ценным) письмом с опись вложенного. В последнем случае, если страховая компания откажет в выплате и спор между страховщиком и страхователем будет разрешатся в судебном порядке, страхователю будет проще доказать, что заявление было направлено страховщику в так называемый «период охлаждения».