Аннотация. В статье предпринята попытка всестороннего анализа причин и факторов эффективности нормативно-правовых актов. Исследован вопрос о дефектах законодательства как причинах их неэффективности. Исследование данных вопросов позволяет своевременно исключить дефекты и обеспечить принятие эффективного нормативного правового акта.
Ключевые слова: нормативно-правовые акты, законодательство, эффективность, дефект.
Одним из важнейших направлений развития правового государство является улучшение качества нормативно-правовых актов. Четкость, ясность, эффективность законодательных норм как основного источника права, является залогом адекватного отражения в правовой норме потребностей как общества, так и государства и, в конечном счете, условием существования правового государства. Препятствием на пути эффективной реализации правовых норм являются дефекты права.
Дефект (от латинского defectus) – изъян, недостаток. В научной литературе под дефектом понимают отсутствие либо ущербность необходимого элемента, замена одного элемента другим, менее подходящим; изъян, препятствующий эффективному использованию данного предмета по назначению или успешному завершению процесса; отсутствие необходимого свойства, недочет. Необходимо разграничивать понятия «правовые дефекты» и «технико-юридические дефекты». Понятие «правовые дефекты» значительно шире понятия «технико-юридические дефекты», и охватывает собой правовые процедурные дефекты, дефекты правоотношений, дефекты юридических фактов, дефекты правоприменения, дефекты правосознания и другие дефекты правовых явлений. Отдельному анализу подвергается и категория «дефекты в праве», под которыми понимают недостатки юридической формы и содержания действующего права, нормативно-правовых актов и иных юридических документов, юридических фактов и правоотношений, наличие которых препятствует эффективной реализации и применению норм права, а также достижению целей правового регулирования.
Под технико-юридическими дефектами следует понимать недостатки (несоответствие стандарту качества) социальной значимости, содержания, внешней формы и структуры норм права, а также их содержащих нормативно-правовых актов, приводящие к снижению эффективности, неэффективности либо антиэффективности нормативно-правового регулирования общественных отношений. Технико-юридические дефекты находятся в одном категориальном ряду с понятиями «качества права» и «эффективность права».
Качество нормативного регулирования проявляется в разных аспектах, к которым относиться: логичность, структурированность нормы права, встроенность ее в нормативно-правовую систему, соответствие условиям жизни общества в определенном государстве на определенном этапе исторического развития, способность нормы выполнять заложенные в ней цели и задачи. Последнее как раз и отвечает требованию эффективности нормативно-правовых актов. А. Ю. Царев считает, что эффективность конкретного закона напрямую зависит от качества его концепции, поскольку ошибочная концепция может не только не привести к ожидаемому результату нормативного правового регулирования конкретных общественных отношений, но и в наибольшей степени повлечь за собой негативные последствия, в отличие, например, от недостатков текста закона.
Качественным является тот закон, который реализуется, т.е. воплощается в правовом поведении граждан и правоприменительной деятельности должностных лиц. Если закон соответствует праву, но неэффективен, такой закон не может считаться качественным. Приоритетными свойствами, характеризующими качество закона, выступают воплощение в нем справедливости и иных правовых ценностей. Содержание закона, безусловно, имеет очень важное значение, однако, если законодатель при принятии закона пренебрежёт правилами юридической техники, то применение даже самого своевременного, социально-обусловленного закона будет блокировано юридико-техническими недостатками.
Юристы по Прочим услугам
Эффективность нормы не ограничивается государственными целями (установками), ожидаемыми от нормы, она обеспечивается многими факторами, в том числе учетом исторических, социальных, культурных, религиозных, национальных особенностей региона, территории, лиц, на которых предполагается распространить норму. Игнорирование перечисленных факторов делает норму не просто неэффективной, но и неприменимой. Действие исторически устаревших норм, несвоевременное принятие норм или принятие норм, не соответствующих времени, делает правовое регулирование не соответствующим реальным потребностям граждан, общества и государства и, как следствие, неэффективным. Так, например, Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» отменил многочисленные нормативы времён СССР и РСФСР, принятые в условиях государственно-плановой экономики и не соответствующие современным реалиям.
В итоге современная законотворческая деятельность в России носит противоречивый, несовершенный характер, ее сопровождают многочисленные законотворческие ошибки и юридические коллизии, которые присущи не только отдельным законам, но и их целостной системе. Низкое качество современного законодательства, признаваемое многими исследователями, привело к тому, что стало актуальным обычное право. Обычное право – такая форма правовой жизни общества, основанная на нормативно-ценностной системе регуляции поведения людей, действенность которой определена многократностью и стабильностью стихийно складывающихся моделей поведения, которая опирается на убежденность в справедливости и оптимальности (в силу очевидной практической пользы) предписываемого поведения; оно является доминирующим фактором, определяющим характер и эффективность неофициального правопорядка. Обращение исследователей к обычному праву и обращение к нему при разрешении социальных конфликтов должно вызывать тревогу у субъектов государственной власти, так как это и есть признак кризиса существующего законодательства, правотворческой и правоприменительной политики.
Эффективность нормы закладывается на стадии правотворчества, но установлена она может быть только при ее реализации и, в частности, при правоприменении. Деятельность по выявлению дефектов нормативных правовых актов осуществляется после вступления нормативного правового акта в силу посредством осуществления оценки результатов его действия. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с 1 января 2016 года введена новая процедура оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, которая позволяет пересматривать малоэффективные нормативные акты в целях исключения необоснованных обязанностей, запретов и ограничений в предпринимательской и иной экономической деятельности. Данная процедура позволяет проводить анализ достижения целей регулирования, определения и оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, а также выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, стоит заключить, что на эффективность нормативного-правового акта влияет множество факторов, которые должны учитываться законодателем при принятии той или иной нормы. Одним из действенных механизмов является введенная процедура оценки оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, которая позволяет пересматривать малоэффективные нормативные акты в целях исключения необоснованных обязанностей, запретов и ограничений в предпринимательской и иной экономической деятельности.