Нормативные правовые акты регулирующие ответственность военнослужащих призванных по мобилизации, так согласно п. 3 ст. 2 Закона о военной службе граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите, а также вооруженная защита Российской Федерации.
Так в Законе «О военной службе» четко разделены статусы граждан:
- военнослужащий;
- гражданин, проходящий военные сборы;
- гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве.
В последнюю категорию входят только те граждане, которые заключили контракт о пребывании в резерве. Все остальные граждане, пребывающие в запасе, состоят в мобилизационном людском ресурсе (ст. 51.2 Закона о военной службе).
В период мобилизации у граждан возникают дополнительные воинские обязанности, которые предусматривает п. 2 ст. 1 Закона о военной службе, а именно:
- призыв на военную службу по мобилизации;
- прохождение военной службы в период мобилизации.
В связи с изданием Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее – Указ № 647) возникла необходимость четко определить статус лиц, которые призываются на военную службу по мобилизации, и ответственность за неявку по призыву.
Несмотря на схожесть понятий «призыв на военную службу» и «призыв на военную службу по мобилизации», в Законе о военной службе они разделены.
Законодатель четко определяет категорию лиц, в отношении которых используются понятия «призыв на военную службу» и «прохождение военной службы по призыву»:
- это граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением освобожденных от призыва на военную службу, получивших отсрочку, или не подлежащих призыву (ст. 22 Закона о военной службе).
Практика по привлечению лиц, уклоняющихся от прохождения военной или альтернативной гражданской службы, к уголовной ответственности по ст. 328 УК РФ ранее складывалась только в отношении лиц, подлежащих призыву на военную службу. На это также указал Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 3 апреля 2008 г. № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы».
Тем не менее УК содержит главу, посвященную преступлениям против военной службы, где субъектом ответственности выступает военнослужащий, проходящий военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов (ч. 1 ст. 331 Кодекса).
С 24 сентября Федеральным законом № 365-ФЗ в гл. 33 УК были внесены изменения: добавлена уголовная ответственность за деяния, совершенные в период мобилизации. Среди субъектов возможной ответственности лица, проходящие военную службу по мобилизации, прямо не поименованы.
Защита полагает, что такое несоответствие устраняется путем внимательного прочтения Указа № 647. Так, для определения и уяснения статуса мобилизованного необходимо обратить внимание на п. 2 Указа № 647, который гласит: «Осуществить призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту». Но такая формулировка вводит в заблуждение, поскольку понятия «призванные на военную службу по мобилизации» и «статус военнослужащего по контракту» соседствуют в одном предложении.
Пункт 1 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих относит к военнослужащим лиц, проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву. Прохождение военной службы по контракту осуществляется в добровольном порядке – это следует из анализа п. 2 ст. 2 Закона о военной службе, а также п. 4 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее – Положение о порядке прохождения военной службы).
Статус военнослужащего приобретается гражданами с начала военной службы и утрачивается с окончанием военной службы (п. 2 ст. 2 Закона «О статусе военнослужащего»). На граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащего распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом о статусе военнослужащего, федеральными законами и иными нормативными актами РФ.
Таким образом, если гражданин не пребывает в резерве, т.е. у него не подписан соответствующий контракт с Вооруженными силами РФ, он не приобретает статус военнослужащего до того момента, пока юридически у него не начнется военная служба.
Положения о порядке прохождения военной службы
Началом военной службы считается:
- для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, – день присвоения воинского звания рядового;
- для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, – день вступления в силу контракта;
- для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, – день зачисления в указанные учебные заведения.
Поскольку Указом № 647 лица, призванные на военную служу по мобилизации, приравнены по статусу к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, важно правильно понимать когда для «контрактника» вступает в силу контракт, статья 4 Положения о порядке прохождения военной службы определяются условия заключения контракта и прекращения его действия.
Контракт, предполагая добровольность поступления на военную службу, содержит в качестве обязательного требования указание на даты подписания контракта: гражданином и должностным лицом федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, заключающего контракт от имени Российской Федерации.
Только после подписания контракта под подписями гражданина и должностного лица указываются:
- дата и номер приказа соответствующего должностного лица, в котором объявлено о вступлении контракта в силу;
- дата и основание прекращения действия контракта.
В любом случае статус военнослужащего как призывником по мобилизации, так и «контрактником» приобретается в день издания приказа. Лицо, призванное на военную службу по мобилизации, может не подписать предлагаемый ему контракт. В таком случае нормативное обоснование для пребывания такого «кандидата в военнослужащие» на военной службе отсутствует. В то же время отправка в воинскую часть не означает начала военной службы – такое разграничение содержится в п. 1 ст. 31 Закона о военной службе» и связано с призывниками-«срочниками».
Учитывая, что призванные на военную службу по мобилизации по статусу приравнены к военнослужащим по контракту, поэтому необходимым условием для начала несения военной службы для мобилизованных подписанный сторонами контракт и издание приказа о вступлении контракта в силу. Гражданин, отказавшийся подписывать контракт, должен быть отозван из всех сборочных и пересыльных пунктов, поскольку он не может быть допущен к несению военной службы и обладать правами и свободами, гарантированными государством, а также обязанностями, установленными для военнослужащих, Указ № 647. Исходя из выше изложенного имеется множество противоречий в части уголовной ответственности по которой мобилизованный может быть привлечён по главе 33 УК РФ (преступления против военной службы).