По мнению криминологов (Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 170-173), главное звено той причинной цепочки, которая выводит на любое преступное поведение, — это недостатки семейного воспитания.
- Отвержение родителями ребенка, отсутствие родительской заботы и попечения могут иметь явный, открытый характер. Чаще всего это случаи, когда ребенка бьют, издеваются над ним, иногда очень жестоко, выгоняют из дома, не кормят, никогда не проявляют заботы и т.д., что наносит ему незаживающие психологические травмы.
- Неприятие своего ребенка может быть и скрытым, отношения между родителями и детьми в этих случаях как бы нейтральны, эмоционально никак не окрашены, каждый живет по-своему и мало интересуется жизнью другого. Такие отношения выявить всегда трудно, их обычно скрывают и родители и дети, причем делают это скорее невольно, непреднамеренно.
Отсутствие надлежащих семейных контактов особенно пагубно для девочек:
- почти все отвергнутые семьей девочки слишком рано начинают половую жизнь, становятся легкой сексуальной добычей более взрослых парней, быстро деморализуются, их интимные связи приобретают беспорядочный характер;
- оторвавшись от семьи, школы, выйдя за пределы нормального человеческого общения, таким девушкам очень трудно, а иногда и невозможно вернуться к обычной жизни, завоевать уважение окружающих.
Социальное клеймение (стигматизация) женщин обычно оказывается более стойким и губительным, чем мужчин. Особенно трагично складывается судьба бродяг, проституток, наркоманок, алкоголичек, а также тех, кто связал свою жизнь с профессиональными преступниками. Их не только трудно перевоспитать, они сами подчас не могут найти место в нормальной человеческой жизни.
«В деле перевоспитания нет ничего труднее девочек, побывавших в руках. Как бы долго ни болтался на улице мальчик, в каких бы сложных и незаконных приключениях он ни участвовал, <…> но если у него есть — пусть самый небольшой — интеллект, в хорошем коллективе из него всегда выйдет человек. Это потому, что мальчик этот, в сущности, только отстал, его расстояние от нормы можно всегда измерить и заполнить. Девочка, рано, почти в детстве, начавшая жить половой жизнью, не только отстала и физически и духовно — она несет на себе глубокую травму, очень сложную и болезненную…» (Макаренко, А. Педагогическая поэма / А. Макаренко. — СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. С. 386).