Да, Уважаемый Читатель. Я, как и прежде склонен утверждать, что каждый семейный спор, доведенный до суда, связанный, например с разделом совместно нажитого имущества, уплатной алиментов, определением места жительства ребенка, или определением, изменением порядка общения с ребенком — лучше не доводить до суда. Ведь всё ж практически всегда у всех начинается с влюбленности, затем любви, согласия, взаимоуважения, доброты отношений друг к другу, и честности. Но почему кончается то злобой, то ненавистью, агрессией, какой-то порочной корыстью, а потом и вовсе отвращением друг к другу? Не понятно. Особенно страшно и непонятно, когда все идет к черту в семье на глазах у детей. Когда дети становятся непосредственными участниками родительской разборки, раздела когда-то общих интересов. Настоящая статья не посвящена теме раздела имущества, или определения порядка общения с ребенком. Она будет посвящаться вопросу о том, кто будет платить алименты в случае, если дети остались с каждым из родителей и живут в разных местах.
Софья, ненастоящее имя моей доверительницы, будет настоящей героиней данной статьи, которая обратилась ко мне как летним днем с проблемой, оформленной исковым заявлением об освобождении от уплаты алиментов, которое как это обычно бывает, досталось ей в бумажном виде на почте, заказным письмом, где автором указанного иска был ее бывший супруг по ненастоящему имени в пределах настоящей статьи — Сергей.
Немного расскажу, что Софья и Сергей классическая была семья того самого славного Провинциального городка о жителях, которых, я периодически пишу. Признаком классики их былой семьи является наличие двоих детей, при чем мальчика и девочки. Ненастоящие имена детей в настоящей статье будут Ваня и Валя. Детям по-настоящему было почти 15 и 10 детских лет.
Сергей трудился на работе, соответствующей мужицкой. Софья после декретов тоже работала. Семья растила детей и капитал. Все было хорошо. Даже алкогольные приключения, которые периодически случаются с некоторыми героями моих статей обходили стороной былую семью Софьи и Сергея, и честно Читатель? Я до сих пор до конца не имею представления, что есть истинное зерно раздора, или основание развала этой семьи. Сошлемся на то, что у всех семей как правило все индивидуально, и причин для разводов бывает множество. Раз такое случилось, то назад в большинстве случаев уже сложно что-то вернуть.
Частенько такое бывает в преддверии начала конца, было так и в этот раз, еще до развода Софья подала на алименты, после чего Сергей платил по 33% от всех видов своего заработка в ее пользу на содержание Вани и Вали. Софья мотивировала это тем, что в очередной момент, после очередной ссоры, Сергей перестал помогать ей материально. Иными словами, обеспечивать семейные нужды, которые включают в себя покупку продуктов питания, оплату жилищно-коммунальных услуг, удовлетворение детских нужд путем оплаты всяких детских нужд, покупка одежды для всей семьи в конце концов и многое другое. Софье действительно тогда ничего больше не оставалось, как обратиться в Мировой суд с соответствующим заявлением, и заставить Сергея помогать семье фактически принудительно.
Еще полгода семья жила в режиме соседства, а потом решением все того же Мирового судьи они развелись. Так совместное проживание стало совсем уже невозможным. Софья с дочкой Валей съехали на съемное жилье. Сергей и Ваня остались проживать в совместно в свое время Сергеем и Софьей нажитом жилье. Спустя еще пару месяцев Софья получила тот иск про освобождение от уплаты алиментов.
Мотивом искового заявления, если кратко служило то, что Сергей и Софья в разводе, вместе якобы давно не живут, общее хозяйство не ведут. У Сергея остался сын Ваня, а у Софьи дочка Валя. Сергей вынужден платить алименты на содержание двоих детей в пользу Софьи, когда один из детей живет с ним. Софья ему половину денег назад не возвращает, хотя ему хотелось бы. В общем хочет, чтобы он вообще не платил эти алименты, да и все. Так по мнению Сергея было бы честно и справедливо. Даже несмотря на то, что Софья снимает жилье, а он остался жить в совместно нажитом ими жилье. До раздела имущества на тот момент, Уважаемый Читатель дело еще не дошло. Об этом я как-нибудь потом напишу.
Закон на случаи, когда дети остаются с каждым из родителей, предусмотрел следующее:
Согласно пункту 3 статьи 83 Семейного кодекса Российской Федерации, если при каждом из родителей остаются дети, размер алиментов с одного из родителей в пользу другого, менее обеспеченного, определяется в твердой денежной сумме, взыскиваемой ежемесячно и определяемой судом в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 83 Семейного кодекса Российской Федерации, виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации.
По смыслу вышеприведенных норм закона следует, что алименты в аналогичных нашему случаю случаях должен платить именно тот родитель, который имеет больше дохода, при этом размер таких алиментов как правило суд определяет исходя из максимально возможного сохранения другому ребенку прежнего уровня его обеспечения, с учетом материального и семейного положения родителей, других заслуживающих внимания и изученных в ходе рассмотрения дела обстоятельств.
В таких случаях в предмет доказывания входят следующие факты:
- раздельное проживание родителей;
- наличие у родителей нескольких общих несовершеннолетних детей;
- проживание детей с каждым из родителей;
- материальное и семейное положение каждого из родителей;
- уровень обеспеченности каждого из детей;
- разница в уровне обеспеченности каждого из родителей.
Отмечу, что именно при взыскании алиментов в твердой денежно сумме практически во всех случаях должен учитываться и соответственно доказываться прежний уровень обеспечения ребенка. К прежнему уровню обеспечения ребенка может относиться необходимость продолжения обучения ребенком, например в музыкальной школе, школе изобразительного искусства, или допустим продолжение обучения им за рубежом. Размер алиментов при этом устанавливается в такой сумме, чтобы ребенок мог продолжать обучение, посещение кружков, дополнительных занятий и прочее, какие ребенок посещал до начала спора родителей о взыскании алиментов в твердой денежной сумме на его содержание.
Соответственно законными основаниями для наших возражений прежде всего служила отсылка к указанной норме права, которая прямо закрепляет то, каким по логике должно быть решение суда по нашему делу, при том, что заработная плата Софьи согласно представленным нами доказательствам в два раза меньше, чем у Сергея. А еще поводом для возращений на изложенное в исковом заявлении в нашем случае служило то, что Софья согласно изученным в ходе судебного следствия документам, куда больше половины от алиментов 33% от зарплаты Сергея, отправляет на личную банковскую карту Вани на его личные нужды. Пищу, одежду, на что надо Ване, на то Софья и отправляет, не спрашивает. Так у них всегда было ни смотря не на что, и есть по настоящее время. Мамы они как правило всегда такие.
Кроме того, между родителями, а также судом, окончательно до того момента не было определено место жительства каждого из детей, что мы посчитали обстоятельством существенным.
Скажу так, проблемой любого, маленького Провинциального городка, Уважаемый Читатель, в большинстве случаев служит отсутствие перспектив для карьерного роста и, в связи с этим отток молодого населения. Конкретно в том Провинциальном городке, о котором идет речь в настоящей статье, я полагаю, отток молодого населения причастен к отсутствию широкого выбора учебных заведений с бесчисленным количеством профессий, и достойным уровнем образования. Потому что такие заведения когда-то там закрылись. А если и будет это образование и эти заведения, то работать особо то уже и не куда пойти в этом Провинциальном городке, поэтому валить надо по любому, по мнению многих местных жителей. Такие вот вселенские проблемы Провинциальных городков.
Учитывая, что наш Ваня имеет существенные успехи в учебе и спорте, учитывая, что учиться ему на тот момент остался всего один учебный год в школе, а дальше надо уезжать в другой Провинциальный городок и поступать куда то, что означало что родителям, точнее конкретно Софье надо будет ему как то дополнительно помогать, а Софья фактически все эти материальные вопросы тянет одна, при чем на свою грош зарплату и алименты — то мы посчитали, что заявленные исковые требования Сергея не подлежали удовлетворению и просили суд в иске отказать в полном объеме. В общем учитывая, что Ване уезжать, а Софье его потом содержать, отменять взыскание алиментов на содержание Вани в пользу Софьи при всех изложенных обстоятельствах, по нашему мнению, было нецелесообразно.
Тогда Сергей уточнил свой иск, где в конечном виде (кратко в моей редакции) просил суд:
- Определить место жительства Вани с ним;
- Отменить установленные ранее алименты на содержание детей;
- Взыскать алименты с Софьи в свою пользу на содержание Вани.
Учитывая уточненные исковые требования к участию в деле по ходатайству Сергея, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования был привлечен сам Ваня, а также органы Опеки и Попечительства Администрации Провинциального городка, с целью соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетнего. Так Ваня стал непосредственным участником семейной драмы, развернувшейся в городском Провинциальном суде. Мы в свою очередь заявили встречное исковое заявление об установлении места жительства Вани с Софьей, ибо какая мать не боролась за своего ребенка? Про место жительства Вали речь вообще в данном споре не шла. О ней мало кто думал в суде в целом.
Отмечу, что участие Вани в таком процессуальном статусе как третье лицо для Сергея имело существенное значение. Не секрет ведь, что почти в любом семейном расколе, по мнению стороны более обиженной, больше всего виновата другая сторона. В нашем случае получилось так, что Сергей не только считал себя правым в споре о разводе с Софьей как таковом, он, разумеется, был еще более обиженным на Софью, но также с позиции «сильного» родителя навязал свое порочное мнение о виновностях матери — Ване. Парню, для которого весь этот развод это большой стресс, пришлось принять мнение отца, о том, что на самом деле во всем виновата Софья, и лучше б ему оставаться жить с ним, и не идти жить к родной матери. Зачем? Все просто Читатель.
Верховный суд Российской Федерации ориентирует суды Провинциальные решать вопрос о месте жительства детей исходя из их интересов. При этом обязательно учитывается мнение ребенка, который достиг возраста 10 лет. Соответственно предметом исследования в суде при разрешении вопроса об определении места жительства ребенка будут служить следующие обстоятельства:
- возраст ребенка;
- нравственные и иные личные качества родителей;
- привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи;
- отношения между каждым из родителей и ребенком;
- отношение к ребенку новых супругов, сводных братьев и сестер;
- насколько серьезно для ребенка будет потерять постоянный контакт со вторым родителем и родственниками, которые останутся по другому месту жительства;
- кто из родителей сможет лучше заботиться о ребенке с учетом его возраста, здоровья и личных качеств родителей, например их графика работы и семейного положения;
- другие обстоятельства и условия, которые сложились в месте проживания каждого из родителей.
Из всего изложенного следует вывод, что суд не будет ориентироваться только на то, у кого из родителей больше доход, как было ранее, или лучше жилье, а будет учитывать еще и то, какие отношения сложились между всеми членами семьи в настоящее время, в каких условиях ребенок жил до семейного развала и в каких ему предлагают жить сейчас, условия быта и другое.
В нашем случае особенно учитывалось мнение Вани, который пожелал остаться с отцом, потому что в доме отца есть его комната. Не захотел Ваня скитаться с матерью и сестрой по съемным квартирам, таковым было их совместное с отцом решением, которое целиком и полностью было поддержано представителем органа Опеки и Попечительства Провинциального городка, который ко всему прочему приобщил акт осмотра места жительства Сергея с емким в нем описанием Ваниной комнаты.
Суд, внимательно изучив все представленные сторонами доказательства по делу, заслушав Софью и Сергея, мнение представителя органа Опеки и Попечительства Провинциального городка, который полагал, что требования надо удовлетворить, а алименты взыскать с обоих родителей, мнение самого ребенка, который хотел остаться жить дома — принял решение о том, что исковые требования необходимо удовлетворить частично. Но весьма в неожиданной для нас всех форме.
Согласно судебному постановлению, местом жительства Вани, как ожидалось было признано место жительства Сергея, при этом Софья должна оплачивать алименты на содержание Вани в пользу Сергея, а Сергей должен оплачивать алименты на содержание Вали в пользу Софьи. Каждому из родителей присудили платить алименты по 25% от всех видов их заработков, и никакой твердой денежной суммы. Разумеется, освобождения от уплаты алиментов, как этого первоначально желал Сергей, тоже не случилось.
Такое решение нас не устроило. На такое мы явно не рассчитывали. Я помню до сих пор слова Софьи после оглашения судебного акта, которая просила сделать что-нибудь, чтобы снять с нее статус матери-алиментщицы. Скажу также, Софья после вынесения решения судом первой инстанции отказалась поддерживать свои требования об определении местом жительства Вани с ней, потому что хотела, чтобы Ваня спокойно закончил учебу в школе, и не скатился по оценкам ввиду затяжных судов и перспективы проведения каких-нибудь судебных экспертиз, поскольку все доказательства указывали на то, что Ваня суду врет. С учетом всех обстоятельств я подготовил апелляционную жалобу с главным доводом о том, что взыскание алиментов в долях с каждого из родителей, при всех изученных судом первой инстанции обстоятельствах — законом не предусмотрено, а значит невозможно и незаконно.
Судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции к нашим доводам прислушалась, решение суда первой инстанции в части взыскания алиментов изменила. Вышестоящий суд все-таки обязал Сергея выплачивать алименты в пользу Софьи, в твердой денежно сумме в размере поменьше, чем Софья получала до всего этого спора.
Таким образом, закончилось первое судебное сражение Софьи и Сергея, которое было направлено на урегулирование вопроса взыскания алиментов. Затем случилось еще одно, про которое возможно я как-нибудь еще расскажу. Ваня в настоящий момент живет в общежитии, потому что учиться в другом Провинциальном городке. Он побольше и подальше от городишка, где до сих пор периодически враждуют родители. Маленькая Валя все также живет с Софьей, а Сергей в итоге остался жить один. За то в совместно с Софьей нажитом жилье, что в данном случае, как по мне, в некоторой части объясняет истинную причину их развода.