Оптимизацию и структурирование норм о личных правах и обязанностях супругов нужно проводить не в русле их наполнения декларативными нормами-предписаниями о любви и верности, а в устранении тех противоречий, которые имеют место на практике.
Отметим ряд из них:
- Проблема согласования между супругами отдельных юридически значимых деяний неимущественного характера.
- Развитие нового поколения прав человека, к которым можно отнести репродуктивные и информационные права (права на индивидуализирующие признаки, информационную безопасность и т.п.), придало новый вектор и личным правам супругов.
- Как верно замечает А.А. Чесноков, “фактически сейчас формируется новое поколение духовно-нравственных прав личности, обеспечивающих ее выживание” Безусловно, данный комплекс прав весьма серьезно сказывается и на личных правах и обязанностях супругов. Так, весьма проблематичным является вопрос о предоставлении данных, изображений и иной информации о семье и другом супруге (бывшем супруге) без его согласия. Распространение социальных сетей и иных телекоммуникационных средств связи вызвало огромный всплеск размещения, передачи и распространения такого рода информации, в том числе подпадающей под разряд “семейной тайны”, без согласия другого супруга. В некоторых случаях, особенно в отношении бывших супругов, такая форма “доносительства” стала чуть ли не орудием мести. Имеется масса примеров, когда супруги (бывшие супруги) намеренно (либо неумышленно) совершают такого рода действия без согласования с другим супругом (бывшим супругом).
- Еще один яркий пример, способный нарушить консенсус личных отношений супругов, может иметь место в браках с разным вероисповеданием. Мы не касаемся вопроса сугубо личных взаимоотношений между супругами, которые могут складываться на почве различного религиозного мировосприятия, когда такие вопросы в большей степени разрешаются изначально до вступления в брак. Однако могут иметь место и юридически значимые деяния, которые способны повлечь последствия уже для других лиц, в том числе детей. Так, тот же вопрос об отношении к религии общих детей такого рода браков уже может стать камнем преткновения для супругов, когда один из них без согласования с другим посвящает ребенка в свою веру.
- Конкретные юридически значимые деяния неимущественного характера могут касаться и иных сфер быта, брачных отношений супругов.
На наш взгляд, согласование такого рода действий неимущественного характера должно быть провозглашено семейным законодательством в виде нормы-презумпции, а отсутствие согласия одного из супругов, выраженного в форме уведомления, сообщения о недопустимости совершения действий неимущественного характера, – быть основанием для применения правовых последствий. При этом способы защиты от нарушения такого рода прав должны иметь общий гражданско-правовой характер, что порождает еще одну насущную проблему.
Проблема защиты нарушенных личных прав и обязанностей супругов
Как было нами отмечено ранее, одной из проблем в этой сфере является невозможность в своей основе применить правовые последствия в отношении нарушителя прав и обязанностей личного характера. Это обстоятельство влияет и на отсутствие мотивации в защите от нарушений, от такого рода посягательств.
Существует точка зрения, что проблема может быть решена прямым указанием в СК РФ способов защиты и мер ответственности за нарушение личных прав супругов (бывших супругов).
- Так, А.А. Елисеева предлагает указать перечень способов защиты семейных прав, в том числе личных неимущественных, предусмотреть в п. 2 ст. 8 СК РФ, сделав его примерным, завершив словами “или иными способами, необходимыми для защиты соответствующего права”.
На наш взгляд, в этом нет необходимости ввиду наличия того же перечня способов защиты в ГК РФ, а также в специальных нормах СК РФ. Нарушение личных прав супругов является таким же частноправовым нарушением неимущественных прав гражданина, которое предусмотрено действующим гражданским законодательством и должно применяться аналогично как в способах защиты, так и в последствиях.
Проблема применения мер ответственности за нарушения личных прав и обязанностей
супругов
Что касается мер ответственности, то здесь тоже возникает коллизия самого объекта посягательства, его защиты и применения последствий. Как верно отмечается, “являясь нематериальными благами, они отличаются особым периодом существования; основаниями возникновения и прекращения; сложностью их выявления и определения; их правовой защитой, которая осуществляется опосредованно через защиту иных объектов”.
В своей основе ответственность должна носить стимулирующий и восстановительный характер (взыскание морального вреда, удаление недостоверной либо недействительной информации о лице, запрет на совершение действий, опровержение сведений, не соответствующих действительности, публичное извинение и т.п.).
Проблема договорного регулирования неимущественных прав супругов
Как известно, действующее семейное законодательство не допускает регулирование личных неимущественных прав между супругами (п. 3. ст. 42 СК РФ). Попытки оспаривать такие ограничения в Конституционном Суде РФ пока остаются без внимания . В доктрине уже давно ведутся споры относительно вопроса о невозможности регулирования личных прав супругов
посредством брачного контракта.
В отечественной юридической литературе сторонники включения регулирования личных неимущественных прав в предмет брачного договора ссылаются на опыт зарубежных стран, а также на реализацию принципа необходимости укрепления семьи, даже несмотря на то, что нередко принуждение к исполнению личной неимущественной обязанности невозможно.
“Закрепление в брачном договоре личных неимущественных прав и обязанностей, – считает А.Я. Ахмедов, – хотя и не связывает супругов, будет служить ориентиром для них Противники включения в положения брачного договора личных неимущественных прав супругов имеют тот аргумент, что “в случае необходимости принудительного исполнения обязательств личного характера сделать это будет невозможно (никого нельзя заставить на основании судебного решения полюбить, уважать и т.д.)” . Имеется и усредненная позиция, где указывается различная природа личных прав, в том числе связанных с имущественными
отношениями
На наш взгляд, включение ряда личных неимущественных прав в положения брачного контракта вполне возможно. Но принципиальным моментом должно быть не регулирование этих прав посредством договора, а их защита посредством применения соответствующих последствий имущественного характера. При этом сами нарушения неимущественных прав должны порождать негативные правовые последствия для потерпевшей стороны контракта.
Так, не согласованное с другим супругом размещение в интернет-сети изображений либо информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию другого супруга, должно предусматривать штрафные имущественные санкции. Нарушение семейной, врачебной тайны, покушение на физическое либо психическое здоровье другого супруга с соответствующими последствиями также должны быть включены в содержание брачного договора. Такие положения будут способствовать дополнительной (договорной) защите нарушенных личных прав и законных интересов супругов и вызовут дополнительный интерес для заключения брачного контракта.
Таким образом, современная сфера личных прав и обязанностей супругов должна строиться на оптимальном сочетании нормативного правового регулирования и морально-нравственного отношения друг к другу. Направления развития данного института семейного права видятся в согласовании между супругами отдельных юридически значимых действий неимущественного характера, а также в гарантиях защиты нарушенных личных прав и обязанностей супругов, в том числе посредством применения мер договорной (контрактной) ответственности.





