В Петербурге начинается чуть ли не аттракцион, более известный как изъятие земель под строительство ВСМ. Уже анонсирован и список компаний, которым предстоит расстаться со своими земельными наделами. Но бизнес-среда Петербурга по опыту первого строительства магистрали для высокоскоростных поездов может предположить – часть участков, вероятно, пойдет не на развитие транспортной сети. Пока, по заявлениям СМИ, анонсировано, что первыми «дольщиками» в результате строительства ВСМ станут «Ленэнерго», «ПетербургГаз», ФОК «Лиговский». Смольный же в своих документах ограничился двумя участками, арендованным ООО «Логос» и Фрунзенским районным отделением Всероссийского общества автомобилистов.
Потенциально трасса будет пролегать и через жилые дома – их, вероятно, предстоит расселить, как при строительстве ЗСД. В общем, процедура не нова, но есть нюансы. Строительство новой ВСМ может повторить опыт 90-х годов, когда под проект также изымали землю в округе Московского вокзала. Участки перешли в бессрочное пользование РАО «ВСМ» еще в 1994-м. Но по назначению использовались далеко не все. К примеру, один из главных торговых центров Петербурга – «Галерея» – появился как раз благодаря переделу земельной собственности при строительстве ВСМ. Долгое время вместо здания петербуржцы наблюдали просто огромную яму, которая должна была превратиться в часть инфраструктуры ВСМ. Когда проект начали сворачивать, девелоперы коммерческой недвижимости подсуетились первыми. Начались долгие процедуры согласования архитектурного облика здания. И вуаля – вместо ВСМ растет «храм торговли».
На сайте Смольного уже сейчас можно найти список и жилых домов, подлежащих изъятию. Все они расположены на территории Фарфорового поста. Не исключено, что сносить под ВСМ будут не все. К примеру, расселенные пятиэтажки на Канонерском острове, которые попали в санитарную зону ЗСД, вполне себе обрели новую жизнь – в 2021 году в одном из зданий анонсировали создание апартаментов. Еще один расселенный дом пока ищет инвесторов – его несколько раз выставляли на торги, новые назначены на 29 августа. Оператор торгов РАД прямо указывает, что наиболее вероятное назначение использования – строительство апартаментов. То есть, жить в локации оказалось нельзя, но иногда – можно. Всего же в 90-е под строительство ВСМ только в Петербурге изъяли 187 га земли, еще 686 га – в Ленинградской области. Теоретически, если хотя бы значительная часть участков осталась в собственности РЖД после сворачивания проекта, вероятно, сейчас беспокойства в бизнес-сообществе, что активы перейдут в конечном итоге не в те руки, было бы меньше.