При покупке недвижимости:
- Необходимо проверить недвижимость на наличие явных или скрытых проблем с ней: наличие документов на недвижимость (свежие выписки из ЕГРН, документы основания, по которым приобреталась до этого недвижимость, текущие выписки из домовой книги о проживающих, использование кредита и материнского капитала, паспортов собственников и т.п.), наличие обременений (зарегистрированные жильцы, кредит/ипотека, несовершеннолетние и т.п), фактических дефектов недвижимости (прохождение кабелей/трубопроводов над землёй и под ней, дефекты самого дома/квартиры и т.д.), определить полный перечень того, что будет продаваться вместе с недвижимостью (мебель, оборудование, отделка и т.п.) и в целом обговорить все детали предстоящей сделки.
При продаже недвижимости:
- Подготовить полный комплект документов на недвижимость, который необходим при сделке, поскольку если его не будет, это может привести к срыву сделки и потерям со стороны покупателя, который может понести убытки, предъявляемые к продавцу.
Для всех участников сделки:
- Составить тот договор, какое действие действительно будет производится, в нашем случае — договор купли-продажи. Не нужно куплю-продажу камуфлировать договором дарения или ещё каким-либо способом пытаться хитрить, чтобы например, уйти от налогов, или если сделка проводится между родственниками, чтобы сэкономить — как раз бывает наоборот, ещё больше теряют. В договор необходимо включить все условия, которые вы обговорили с продавцом/покупателем, включая цену договора, полное описание недвижимости, её характеристик и недостатков, отделку и оборудование комнат, кухни, санузлов и т.п., перечень имущества, которое продаётся вместе с недвижимостью (мебель, встроенное оборудование и т.п.), а также порядок расчётов, порядок передачи имущества, ответственность каждой стороны за невыполнение условий договора. Когда все условия есть на бумаге — это дисциплинирует и продавца и покупателя.
- Выбрать безопасный способ расчёта. На сегодняшний день — это аккредитив (в Сбере есть услуга безопасный платёж). Что это такое — по сути безналичная банковская ячейка. Наличные деньги покупателя переводятся в безнал на его расчётный счёт. Далее в банке стороны сделки открывают аккредитив — временный счёт банка, куда деньги покупателя с его счёта поступают и хранятся на время сделки под условие, как только будет зарегистрировано право покупателя на недвижимость, деньги с этого счёта поступают безналом на счёт продавца (условие открытия аккредитива). Если сделка не состоится, деньги вернутся на счёт покупателя без каких-либо потерь. Стоимость таких услуг в банке примерно равна стоимости услуг по аренде банковской ячейки (а то может и меньше), но какие есть плюсы — никто не связывается с наличкой и возможной её утерей (как до закладки в ячейку, во время сделки, так и после изъятия из ячейки).
- Сдать документы для государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость.
- Для того, чтобы всё прошло безопасно и правильно, не нужно экономить — наймите юриста как минимум для проверки документов на недвижимость, составления договора купли-продажи и подготовке (консультации) пошагового плана сделки (что за чем нужно сделать). Не доверяйте это делать риэлторам или другим лицам, которые не всегда понимают, к каким последствиям это может привести. Также не рекомендую брать шаблоны договоров из интернета — каждая сделка индивидуальна и условия также должны быть индивидуализированы, какие-то условия договора могут быть неприемлемы конкретно в Вашей сделке, а то могут т привести к потерям.