Ко мне за помощью обратилась А. с трудной жизненной ситуацией. С 1983 года, практически с самого рождения, она проживала в квартире, которую получил в свое время от совхоза дедушка. В 1993 году квартира дедушкой была приватизирована (А. в то время была еще ребенком). Впоследствии, на протяжении тридцати лет владельцы сменяли друг друга: дедушка, бабушка, мама доверительницы. Все это время А. проживала здесь, т.к. с детства квартира была ее единственным жильем.
Год назад и мамы не стало… А когда доверительница обратилась к нотариусу с заявлением о принятии квартиры в наследство, выяснилось, что мама завещала жилье иным родственникам. Для А. сложилась катастрофическая ситуация, когда она стала чужой в своем жилище, ведь новые собственники в любой момент могли попросить ее освободить квартиру. Казалось бы, прошло более тридцати лет с момента приватизации. Да и коллеги были пессимистично настроены, ведь судебная практика последних лет практически идентична — давно истекли сроки для оспаривания ничтожных и недействительных сделок…
Но я не люблю просто сдаваться. Стараюсь отработать поставленный вопрос максимально тщательно и рассмотреть все возможные варианты. Потраченное время на перелопачивание судебной практики дало свое зерно, за которое я смогла уцепиться. Я отыскала интересную позицию Верховного Суда по подобному спору.
Результатом стало положительное решение проблемы А. Судом признан недействительным частично договор приватизации квартиры от 1993 г., когда были нарушены права моей тогда еще несовершеннолетней доверительницы, которую взрослые родственники не включили в число собственников приватизируемого жилья. Также суд признал за моей доверительницей право собственности на ¼ долю в праве общей собственности на квартиру. Теперь А. официально стала владелицей своей доли в квартире. Решение вступило в законную силу.