Как защитить свои права при спорах с налоговой службой.

06.05.2024

(обновлено 06.05.2024)

6 мин

11

Налоговое право

Все чаще камеральные и выездные налоговые проверки бизнеса заканчиваются доначислениями. Налоговый орган зачастую неправильно квалифицирует выявленные при проверке обстоятельства

Все чаще камеральные и выездные налоговые проверки бизнеса заканчиваются доначислениями. Налоговый орган зачастую неправильно квалифицирует выявленные при проверке обстоятельства со ссылкой на пункты ст. 54.1 НК о сделках с «техническими» компаниями. 

Ст. 54.1 НК вообще самое распространенное основание для перерасчета размера налогов, связанного со злоупотреблениями налогоплательщика. И если компания уверена в чистоте контрагентов при доначислениях, есть смысл в судебном оспаривании.

Например, можно попробовать убедить суд в реальности компании, если у нее не массовые генеральный директор и учредители, а реальные и есть персонал, сайт с вакансиями, арендованный офис, и другие        факторы. 

Налоговый спор — это вид юридического спора между государственным органом и иными участниками налоговых правоотношений по поводу исчисления и уплаты налогов. Не секрет, что проблема наполняемости бюджетов всех уровней — от всероссийского до муниципального — в последние годы стоит достаточно остро. Перед обращением в  суд за разрешением спора, требуется обязательное досудебное урегулирование спора.

Иногда споры возникают, именно из за методики доначислений, который по результатам проверки произведен в завышенных размерах. А именно сотрудниками налоговых органов не учтены действительные налоговые обязательства проверяемого лица, не установлены действительные налоговые обязательства.

в связи с чем иногда стоит спор по проверкам возникает именно ради реконструкции налоговых обязательств.

В последние годы в судах получила широкое распространение практика так называемой налоговой реконструкции. Фирме, которая использовала схемы по уходу от налогов, доначисляют столько налогов, сколько заплатило бы добросовестное лицо в такой ситуации. Например, налоговый орган может целиком отказать налогоплательщику в учете расходов и вычетах с контрагентами, которые имеют признаки «однодневок», даже если операции были реальными. Тем не менее суды опираются на то, что налоговые органы должны иметь в виду экономическое содержание операций и доначислять налоги исходя из реальных параметров сделки.

В такой ситуации суды могут признать часть расходов и вычетов за налогоплательщиком на основании операций с реальным контрагентом, минуя цепочку «фиктивных». Налоговая реконструкция дает налогоплательщику возможность избавиться от существенной части доначислений. Одним из ярких примеров проведения реконструкции стало дошедшее до Верховного суда дело № А40-131167/2020 с участием ООО «Спецхимпром».

Важно! В этом деле судьи установили, что в распоряжении ФНС были документы, которые позволяли установить реального исполнителя по сделке.

Однако при определении размера недоимки по налогу на прибыль организаций и НДС эти сведения налоговый орган во внимание не принял, что могло привести к произвольному завышению сумм налогов, пени и штрафов, начисленных по результатам проверки. В результате на новом рассмотрении спора компании удалось оспорить доначисление почти 41 млн руб. НДС и налога на прибыль. Термин «Действительные налоговые обязательства» отсутствует в действующем законодательстве, однако возник в правоприменительной практике на основании систематического толкования судами положений Налогового кодекса с учетом конституционных принципов.

Но  данный термин при обжаловании налоговых актов, решений имеет большое значение, и может снизить в разы налогоплательщику доначисленные налоги. По сути, определение действительной налоговой обязанности, конечно, чаще встречается именно там, где мы вынуждены реконструировать налоговые последствия операций в результате их переквалификации из-за пороков «добросовестности». 

ИФНС должна определить действительный размер налоговых обязательств и в случаях, когда организации вменяется дробление бизнеса.

Некоторые организации, пытаясь уменьшить свою нагрузку по налогу на прибыль, занимаются дроблением бизнеса. В результате такого дробления вместо одной крупной организации появляется несколько компаний поменьше, которые начинают выполнять часть ее функций. Как правило, эти компании применяют спецрежимы (УСНО или спецрежим в виде ЕНВД). Нередко дробление бизнеса носит формальный характер и проводится с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В Письме ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ представлен обзор арбитражной практики, связанной с установлением фактов получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности между подконтрольными взаимозависимыми лицами.

В этом письме, в частности, определены общие признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности. В нем также налоговое ведомство отметило, что при доказывании в судах фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в результате использования схем дробления бизнеса важным вопросом является правильное определение действительного размера и структуры налоговых обязательств налогоплательщика. Налоговые органы должны определить налоговую базу с учетом не только полученных участниками схемы доходов, но и понесенных ими расходов. В противном случае, как показывает арбитражная практика, установленный в рамках судебного разбирательства факт неправильного определения действительного размера налоговых обязательств является основанием для признания недействительным акта налогового органа.

Например, в Постановлении ФАС ВСО от 27.06.2013 по делу № А19-18472/2012 судьи проверили приведенный в оспариваемом решении инспекции расчет налога на прибыль, который должен быть уплачен обществом. Они признали неверным методический подход налоговиков в связи с тем, что обществу вменялись доходы взаимозависимых контрагентов и не учитывались расходы.

Таким образом, расчет не отражал действительные обязательства общества по уплате налога на прибыль и был признан арбитрами не соответствующим положениям гл. 25 НК РФ. Проанализировав арбитражную практику, ФНС рекомендовала своим инспекциям принимать во внимание следующую совокупность обстоятельств в ходе доказывания получения необоснованной налоговой выгоды:

  • в расчете налоговой базы должны учитываться не только доходы участников схемы, но и их расходы;
  • применение той или иной налоговой ставки с учетом установленных фактических обстоятельств и имеющихся документов должно быть надлежаще обосновано;
  • в обязательном порядке необходимо обеспечивать наличие в акте и решении подробного расчета, объясняющего методику производимых доначислений налогов проверяемому налогоплательщику;
  • нужно принимать исчерпывающие меры, направленные на подтверждение правомерности расчета налоговым органом действительных налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика: получение документального подтверждения его доходов и расходов путем истребования документов у него самого и его контрагентов, получение банковских выписок и сведений об иных аналогичных налогоплательщиках;
  • надо учитывать возражения налогоплательщика относительно правильности расчетов с учетом подтверждающих документов.
Задайте вопрос всем юристам на сайте
380 юристов отвечают
21 минута среднее время ответа
98 вопросов за сутки
Фомин Виктор Викторович Адвокат в Хабаровске Изотов Юрий Викторович Юрист в Омске Пушкарева Елена Анатольевна Юрист в Нижнем Новгороде Утешев Сергей Рашидович Юрист в Калининграде Дьяков Дмитрий Геннадьевич Юрист в Москве
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

 

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo