Как проверить контрагента?

09.12.2022

(обновлено 09.07.2023)

7 мин

176

Налоговое право

Проверка добросовестности контрагента — это комплекс мероприятий, которые позволяют убедиться в том, что контрагент, с которым вы заключаете договор

Проверка добросовестности контрагента — это комплекс мероприятий, которые позволяют убедиться в том, что контрагент, с которым вы заключаете договор является действующим юридическим лицом, которое может исполнить взятые на себя обязательства и не является фирмой-однодневкой, т. к. сделки с такими фирмами увеличивают шансы на проведение выездной проверки вашей организации, а расходы на приобретение товаров (работ, услуг) у таких фирм и вычеты предъявленного ими НДС при налоговой проверке могут быть признаны необоснованными.
Кроме того, проведя эти мероприятия, вы получаете документальное подтверждение того, что вы проявили должную осмотрительность при выборе контрагента и перед заключением сделки с ним. Оно вам пригодится, если у ИФНС возникнут претензии к сделке с контрагентом.
Какими ресурсами можно воспользоваться для проверки контрагентов:

1. Электронные сервисы на сайте ФНС:

  • «Сведения о государственной регистрации юридических лиц» (http://egrul.nalog.ru/). Достаточно ввести ОГРН, ИНН или наименование организации, и вы узнаете, зарегистрирована ли она в базе или нет. Если организации в ЕГРЮЛ нет, то заключать с ней сделку нельзя, так как вы не сможете не только учесть расходы и принять к вычету НДС по такой сделке, но и взыскать задолженность с несуществующего контрагента;
  • «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке» (https://service.nalog.ru/svl.do). По ОГРН или ИНН организации можно узнать, не заявляло ли лицо, которое, по сведениям ЕГРЮЛ, является руководителем или учредителем организации, о том, что оно не имеет никакого отношения к ней;
  • «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года» (https://service.nalog.ru/zd.do);
  •  «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ» (http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/). Такое решение налоговый орган может принять, если организация в течение 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не проводила операций хотя бы по одному банковскому счету. Исключение организации из ЕГРЮЛ приравнивается к ее ликвидации, а значит, она не может заключать и исполнять договоры.
  • С 2020 года ФНС ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО) https://bo.nalog.ru/ . Здесь хранят всю бухгалтерскую отчетность организаций, кроме, например, той, что составляет гостайну.
  • Реестр сведений о заблокированных счетах https://service.nalog.ru/bi.do, как правило, не применяется для проверки контрагентов, но информация о наличии заблокированных счетов может послужить поводом для более осмотрительной работы с компанией до устранения причин блокировки. Если контрагент — заказчик, покупатель или иное лицо, от которого Вы ожидаете оплаты, а заблокированный счет — единственный, следует подождать разблокировки до заключения новых договоров.
  • На сайте ФНС также имеется ряд реестров, содержащих сведения о косвенных признаках неблагонадежности.
  • Реестр «массовых» директоров (участников) — https://service.nalog.ru/mru.do. Сведения обновляются 1 раз в неделю. Наличие лица в этом списке не должно быть единственной причиной отказа в сотрудничестве, поскольку многие предприниматели имеют несколько компаний, а ведение деятельности с «массовым» директором является распространенной хозяйственной практикой.
  • Реестр дисквалифицированных лиц https://service.nalog.ru/disqualified.do и реестр юридических лиц с дисквалифицированными руководителями https://service.nalog.ru/disfind.do. Дисквалификация является признаком того, что ранее лицо «бросило компанию». Немалое число руководителей, добросовестно исполняющих свои обязательства в других компаниях, оказались там из-за того, что должным образом не проконтролировали процесс смены директора.
  • Реестр массовых адресов: https://service.nalog.ru/addrfind.do. Неточность критерия обусловлена повсеместным использованием фиктивных юридических адресов среди реальных, работающих компаний, а также периодическим включением в реестр организаций, зарегистрированных по адресам крупных бизнес центров.

Задайте вопрос всем юристам на сайте
378 юристов отвечают
23 минуты среднее время ответа
105 вопросов за сутки
Рзаев Абиль Ризаевич Адвокат в Саратове Малюк Андрей Григорьевич Юрист в Ростов-на-Дону Пилипенко Игорь Александрович Юрист в Омске Изотов Юрий Викторович Юрист в Омске Доля Дмитрий Сергеевич Адвокат в Мурманске
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

2. Второй по важности ресурс-

 Это реестр сообщений о ликвидации, реорганизации и иных обязательных сообщений, публикуемых вестником государственной регистрации: http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/. Аналогичный этому ресурс, но более узкий функционал представлен в едином федеральном реестре сведений о банкротстве — http://bankrot.fedresurs.ru/ — в нем отражены сведения только о банкротстве.

3. Проверка контрагента по правовым сервисам:

Картотека арбитражных дел, размещенная по адресу: http://kad.arbitr.ru/. В ней можно получить информацию о всех арбитражных спорах с участием Вашего контрагента с 2010 года, возможно и о более ранних спорах.

Картотека дел судов общей юрисдикции — https://sudrf.ru/существенно менее полезна по двум причинам:

  1. Сложность идентификации. Картотека осуществляет поиск только по наименованию, поиска по ИНН/ОГРН нет. Картотека не содержит информации об адресе сторон. Проверить, например, компанию ООО «Ромашка» с ее помощью практически невозможно — в выборке будут сотни дел с участием компаний с таким же названием.
  2. Картотека не содержит информации о размере исковых требований по еще не рассмотренным делам. Соответственно, до вынесения решения и его опубликования (что обычно занимает около месяца) узнать о том, взыскивалась задолженность в размере 100 тыс. руб. или 100 млн. руб. невозможно.

При проверке долгов контрагента обязательно следует использовать банк данных исполнительных производств — http://fssprus.ru/. Сервис поскольку позволяет узнать не только о количестве долгов, но и о том, производится ли по ним взыскание.
При проведении аудита компании перед ее покупкой полезен реестр проверок Генпрокуратуры РФ —https://proverki.gov.ru/. По ИНН или ОГРН организации можно получить сведения о проводимых проверках, проверяющем органе, статусе проверки (плановая/внеплановая) и ее результате.

4. Дополнительные бесплатные сервисы:

  • Для оценки того насколько опасны текущие судебные споры для компании и получения общей информации о её бухгалтерской отчетности, можно воспользоваться сведениями Росстата о бухгалтерской отчетности компании, размещенными по адресу: http://www.gks.ru/accounting_report.
  • При проверке компаний, которые занимаются поставками для государственных нужд, целесообразно использовать Единую информационную систему в сфере госзакупок. В ней содержатся сведений о заключенных контрактах и их цене http://zakupki.gov.ru/epz/contract/quicksearch/search.….
  • Кроме того, на ресурсе размещен реестр недобросовестных поставщиков: http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier.
  • Наличие у компании государственных контрактов повышает ее благонадежность.
  • Сведения по объектам недвижимости, принадлежащих компании, а также их обременении, можно получить по кадастровому номеру на сайте Росреестра: https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request.
  • Сведения о залогах движимого имущества — по идентификатору имущества (например, VIN-номеру автомобиля) на портале Федеральной нотариальной палаты: https://www.reestr-zalogov.ru/state/index

5. Платные сервисы проверки:

 Преимущество платных сервисов по работе с контрагентами является возможность получить интегрированную информацию по многим показателям на одном ресурсе. К ним относятся:

Подбирать функционал и стоимость можно исходя из задач и специфики деятельности компании.
Важно! копии интернет-страниц (скриншоты) с информацией о контрагенте следует распечатать или сохранить в компьютере. Это поможет вам доказать, что вы действительно проводили проверку контрагента.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Булычева Мария Алексеевна

Отвечу на ваши вопросы

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo