Введение
Социальное обеспечение является одной из ключевых сфер правового регулирования в любом государстве, так как оно напрямую связано с защитой прав граждан и обеспечением социальной справедливости. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет собой интеграционное объединение, включающее пять государств: Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию. Страны-члены ЕАЭС стремятся гармонизировать свои правовые системы, включая сферу социального обеспечения, что требует глубокого анализа существующих законодательных норм и выявления возможных путей совершенствования. Целью данной работы является исследование законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза в области социального обеспечения. Задачи исследования включают:
Анализ законодательства стран-членов ЕАЭС по вопросам социального обеспечения;
Выявление преимуществ и недостатков действующих правовых актов;
Определение основных проблем в законодательстве стран-участников в сфере социального обеспечения и предложение путей их решения;
Рассмотрение вопроса кодификации законодательства и предложения по его улучшению;
Обоснование необходимости расширения мер социального обеспечения в странах ЕАЭС.
Основные положения международного права ЕАЭС в области социального обеспечения
Евразийский экономический союз был создан с целью углубления экономической интеграции между странами региона, включая гармонизацию законодательства в различных сферах, таких как таможенное регулирование, налогообложение и социальное обеспечение. Одним из основных документов, регулирующих отношения в этой области, является Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года [1]. Этот документ устанавливает общие принципы и подходы к сотрудничеству в социальной сфере, а также определяет обязательства сторон по обеспечению равных условий для граждан стран-участников при получении социальных услуг. Согласно статье 98 Договора о ЕАЭС, государства-члены обязуются обеспечивать гражданам других стран Союза равные условия доступа к социальным услугам, включая медицинское обслуживание, образование и пенсионное обеспечение. При этом они обязаны учитывать национальные особенности каждого участника, что предполагает гибкость в применении общих принципов. Важным аспектом является то, что нормы ЕАЭС имеют приоритет перед национальными законодательствами, если последние противоречат международным обязательствам.
Обзор законодательства стран-участиц в сфере социального обеспечения
Законодательство Российской Федерации В Российской Федерации социальное обеспечение регулируется рядом нормативных актов, таких как Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» [2] и Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» [3]. Основные принципы российского законодательства в этой сфере включают:
Всеобщность охвата населения системой обязательного медицинского страхования;
Пенсионная система, основанная на страховых принципах;
Развитие системы социальных услуг для различных категорий населения.
Однако российское законодательство сталкивается с проблемами, такими как нехватка средств для финансирования пенсионного фонда и необходимость модернизации системы обязательного медицинского страхования. Законодательство Республики Беларусь Белорусское законодательство в области социального обеспечения основывается на Конституции Республики Беларусь [4] и ряде специальных законов, таких как Закон Республики Беларусь от 30 октября 1992 года №1898-XII «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» [5]. Белорусская модель социального обеспечения характеризуется следующими особенностями:
Широкий охват различными видами пособий и выплат;
Поддержка семей с детьми через систему государственных пособий;
Активное развитие системы социального обслуживания.
Вместе с тем, белорусскому законодательству присущи определенные недостатки, такие как отсутствие четкой регламентации некоторых видов социальных выплат и необходимость повышения уровня координации между различными ведомствами. Законодательство Казахстана Казахстанское законодательство о социальном обеспечении включает в себя Закон РК от 25 апреля 2003 года №405-II «Об обязательном социальном страховании» [6] и Закон от 21 июня 2013 года N 105-V «О пенсионной системе» [7], а также ряд других нормативных актов. Основными чертами казахстанской модели являются:
Ориентация на рыночные механизмы в предоставлении социальных услуг;
Сочетание государственного и частного секторов в пенсионной системе;
Высокий уровень развития системы обязательного социального страхования.
Тем не менее, существуют проблемы, связанные с низким уровнем осведомленности населения о своих правах в сфере обязательного социального страхования и необходимостью усиления контроля за выполнением обязательств со стороны работодателей. Законодательства Армении и Кыргызстана Армянское и киргизское законодательства также имеют свои особенности в регулировании вопросов социального обеспечения. Армения активно развивает систему социального страхования, внедряя новые формы поддержки малообеспеченных слоев населения. Киргизия, в свою очередь, делает акцент на развитии системы государственной помощи семьям с детьми и инвалидам.
Анализ законодательства стран-участиц, выявление проблем и пути их решения
Анализ действующего законодательства стран-членов ЕАЭС позволяет выделить несколько общих проблем:
Недостаточная координация между национальными системами социального обеспечения;
Нехватка финансовых ресурсов для полноценного выполнения обязательств перед населением;
Отсутствие унифицированных стандартов предоставления социальных услуг.
Для решения этих проблем можно предложить следующие меры:
Создание единого информационного пространства для обмена данными между странами ЕАЭС в сфере социального обеспечения;
Внедрение единых стандартов качества оказания социальных услуг на территории всего Союза;
Проведение совместных программ обучения специалистов в области социальной защиты и пенсионного обеспечения.
Заключение
Проведенный анализ показал, что страны-члены Евразийского экономического союза обладают значительным потенциалом для гармонизации своего законодательства в сфере социального обеспечения. Для достижения этой цели необходимо активизировать процесс кодификации законодательства, а также разработать и внедрить единые стандарты предоставления социальных услуг. Расширение мер социального обеспечения в странах ЕАЭС позволит повысить уровень жизни населения и укрепить социальную стабильность в регионе. Список литературы 1. Договор о Евразийском экономическом союзе : подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0054463/scd_24_05_14 2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании». URL: https://base.garant.ru/12125178/ 3. Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании».URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/ 4. Конституция Республики Беларусь. URL: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konsultant-plyus/konstitutsiya-respubliki-belarus/ 5. Закон Республики Беларусь от 30 октября 1992 года №1898-XII «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». URL: https://etalonline.by/document/?regnum=HK92001898 6. Закон РК от 25 апреля 2003 года №405-II «Об обязательном социальном страховании». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z030000405_ 7. Закон РК от 21 июня 2013 года N 105-V «О пенсионной системе». URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31408217#pos=26;-39