В современный период суверенными государствами, принято значительное количество решений, нарушающих права человека в ходе высылки (выдачи) вопреки нормам международного права, установленных Конвенцией о статусе беженцев 1951 г., Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Европейской конвенцией по правам человека 1950 г., что нашло отражение в целом ряде решений Европейского Суда по правам человека.
В связи с обострившимися в настоящее время миграционными процессами можно прогнозировать рост числа межгосударственных запросов о выдаче.
На фоне приостановления участия России в Совете ООН по правам человека и выхода из Совета Европы, все более актуальными становятся вопросы как о соблюдении государствами императивных норм международного права в области прав человека, в частности, невысылки (non-refoulement) и предоставления убежища, так и о правовых средствах и механизмах, которые смогут эффективно защищать права лиц, противоправно подвергаемых экстрадиции и другим формам выдачи/высылки.
В этой связи, принимая во внимание невозможность в настоящее время обращения лицами, находящимися на территории России и подлежащими выдаче, за судебной защитой в Европейский Суд по правам человека и Совет ООН по правам человека, возрастающую роль приобретают альтернативные международно-правовые механизмы защиты прав, в первую очередь, договорные органы ООН.
Как отмечено на официальном сайте Организации Объединённых Наций, любой человек может привлечь внимание указанной международной организации к проблеме прав человека, и тысячи людей со всего мира это делают каждый год. Процедуры и механизмы, доступные для лиц, заявляющих о том, что они стали жертвами нарушения прав, содержащихся в международных договорах по правам человека, детально описаны на сайте ООН и не требуют специальных познаний в области юриспруденции, в отличие от подачи жалоб в международные судебные органы, такие как Европейский суд по правам человека.
Применительно к вопросу защиты прав лиц, подвергаемых различным процедурам высылки и принявшим решение о получении международно-правовой защиты путем обращения в договорные органы ООН, можно отметить, что большинство таких лиц направляют свои жалобы в Комитет против пыток ООН (далее – КПП), и значительная меньшая часть индивидуальных сообщений направляется ими в Комитет по правам человека (далее – КПЧ).
Указанные Комитеты при рассмотрении вопросов связанных с возможным нарушением прав человека в вопросах высылки (выдачи) фактически обращаются к сходным по своей природе нормам международного права отражающим фундаментальный принцип прав человека «non—refoulement», оперируя в своей деятельности двумя различными источниками международного права, соответственно: Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 г. и Международным пактом о гражданских и политических правах, 1966 г.
Процедура правой защиты путем обращения в договорные органы ООН является менее быстродейственной в связи со значительно более длительным периодом рассмотрения жалоб, чем в Европейском суде по правам человека, однако остается действенным средством международной правовой защиты в случае нарушения принципа «non—refoulement», в первую очередь путем обращения в КПЧ при комплексном нарушений различных прав человека. Нужно отметить, что спектр нарушенных прав, за восстановлением которых возможно обратиться в КПЧ, значительно шире, чем КПП. При этом должным образом мотивированная жалоба, поданная в КПЧ способна эффективным образом защитить от принудительной высылки.
Обращение в КПЧ и КПП ООН, которые фактически являются квазисудебными международными состязательными органами, в текущих обстоятельствах представляет из себя эффективный механизм международно-правовой защиты от возможно противоправных действий государственных органов в сфере выдачи.
Кроме этого, можно отметить особую инклюзивность, которую процедура обращения в указанные Комитеты имеет для жителей постсоветского пространства, поскольку русский язык является одним из четырех языков (наряду с английским, испанским и французским), на которых возможно подавать индивидуальные сообщения в договорные органы ООН.