Для того, чтобы кредитные организации могли проверить добросовестность заёмщика и была придумана кредитная история. В случае отсутствия у заемщика потенциала оплачивать взятые на себя обязательства, такому заемщику кредитные организации в выдаче кредита откажут.
Что же такое кредитная история? Где она хранится и как формируется? Кредитная история -это подробный отчет по тому, как заемщик исполнял все свои кредитные обязательства. В ней содержаться сведения как о действующих кредитах, так и о погашенных и просроченных. Кредитная история- это история исполнения конкретно определенным заёмщиком всех его кредитных обязательств.
Для удобства просмотра и формирования сведений о заемщиках были придуманы бюро кредитных историй (БКИ). Банки и другие кредитные организации передают сведения в бюро кредитных историй об исполнениях обязательств заёмщиками. Необходимо добавить, что существует не одно и даже не два БКИ, их достаточно много. Некоторые банки формируют собственное БКИ. Но чтобы собрать наиболее достоверную и полную информацию о заемщике следует заказать отчет о кредитной истории в нескольких БКИ, так как в одном БКИ может просто не быть сведений о кредитах того банка, с которым БКИ не сотрудничает.
Дабы избежать расхождений в суммах и т.п., практически во всех БКИ указывается на какую дату представлены сведения о заемщиках. Но все же возникают ситуации, когда сведения в кредитной истории недостоверны или внесены с ошибкой. Как же на это повлиять заёмщику? Как исправить ошибку?
Начинать действия по исправлению информации в кредитной истории следует обратившись к кредитору заёмщика (это банк или иная кредитная организация, которая передала в БКИ сведения, в которых заёмщик и обнаружил недостоверность). Если вопрос получилось урегулировать на уровне кредитной организации- отлично, но такое бывает достаточно редко.
Тогда следующим шагом будет письменное обращение в бюро кредитных историй. В своем обращении заёмщику нужно описать ситуацию, указать где ошибка и приложить копии документов, подтверждающих недостоверность информации представленной в БКИ. На рассмотрение обращения у БКИ есть 30 дней. От БКИ должен прийти также письменный ответ (решение) по вопросу заёмщика.
Если даже после обращения в БКИ ошибка не была исправлена, то заёмщик может обратиться с исковым заявлением в суд. Ответчиком по делу будет, либо БКИ, либо кредитная организация. Выбор ответчика зависит от того, что указано в ответе на обращение от БКИ. Часто БКИ самостоятельно, без кредитора заёмщика и переданных им сведений, исправить ошибку не может, тогда ответчиком будет кредитная организация. Но если все сведения банком переданы, а проблема лишь в их исправлении БКИ, тогда ответчиком будет БКИ. Ответчик тот, по чьей вине в БКИ представлены и е исправлены недостоверные сведения.
Важно, что для обращения в суд у заёмщика обязательно должен быть отказ от исправления недостоверной информации от БКИ, с указанием причин отказа. В исковом заявлении заёмщик должен описать ситуацию, указать почему сведения недостоверны, указать на попытки обращения для исправления сведений. И, соответственно, приложить копии всех документов, подтверждающих доводы заёмщика и обращения кредитору и БКИ. Суд исковое заявление примет и рассмотрит по существу.