Последние изменения в законодательстве о банкротстве 2024 году

27.07.2024

(обновлено 27.07.2024)

9 мин

19

Банкротство физических лиц

Последние изменения в законодательстве о банкротстве 2024 году
  С 1 июля ряд сведений для внесудебного банкротства физлица запросят автоматически, если есть техническая возможность (Федеральный 

 

  1. С 1 июля ряд сведений для внесудебного банкротства физлица запросят автоматически, если есть техническая возможность (Федеральный законот 04.08.2023 №474-ФЗ).

  Для банкротства не нужно представлять некоторые бумажные справки. После того как МФЦ разместит сведения о банкротстве, через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее — система) запросят:

— у ФНС — данные о получении пенсии;

— ФССП и СФР — о сроке выдачи исполнительного документа и его неисполнении;

— СФР — о получении пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.  

Для ответа предоставят: налоговой — 3 рабочих дня с момента получения запроса, остальным — 2. Если сведения из бумажной справки не совпадут с данными системы, приоритет отдадут последней. Если по результатам запросов выяснят, что лицо не отвечает условиям внесудебного банкротства, либо выявят несоответствие идентифицирующих гражданина сведений, в ЕФРСБ в течение 1 рабочего дня разместят сообщение о возврате заявления с указанием причин.   Автоматический запрос ряда сведений для внесудебного банкротства физических лиц можно оценить положительно.

Это упрощает и ускоряет процедуру:

— Граждане освобождаются от необходимости собирать и предоставлять бумажные справки, что снижает их временные и финансовые затраты.

— Приоритет отдается данным из системы межведомственного электронного взаимодействия, что повышает достоверность информации.

— Быстрые сроки для ответов госорганов (3 и 2 рабочих дня) обеспечивают оперативность процесса.

— Своевременное размещение в ЕФРСБ сообщения о возврате заявления также способствует эффективности.  

  1. 5 июня КС РФ установил временные правила действия исполнительского иммунитета на деньги от продажи ипотечного жилья гражданина-банкрота (Постановление Конституционного Суда РФ от 04.06.2024 №28-П).

  Исполнительский иммунитет распространяется на деньги от продажи единственного ипотечного жилья гражданина-должника, которые остались после расчетов с залоговым кредитором и иными лицами (например, кредиторами 1-й и 2-й очереди). Иммунитет дадут по заявлению должника. Размер «защищенных» средств могут уменьшить, если: — он позволяет купить жилье, параметры которого явно выше достаточных для должника и его семьи; — должник действовал недобросовестно или злоупотреблял правом.  

В последнем случае в исключении сумм из конкурсной массы могут отказать. Если жилье принадлежало супругам на праве общей совместной собственности, а ипотека обеспечивала общие обязательства, то супружеская доля из выручки от продажи не исключается.  

Также при определении размера «защищенных» сумм могут учесть:

— стоимость жилья с площадью исходя из норм соцнайма; — соотношение рыночной стоимости жилья и величины долга; — необходимость смены должником места жительства (поселения).  

Установление Конституционным Судом РФ временных правил действия исполнительского иммунитета на денежные средства от продажи ипотечного жилья гражданина-банкрота также следует оценить положительно:

— Предоставление защиты части денежных средств от продажи единственного ипотечного жилья должника обеспечивает сохранение минимальных условий для его дальнейшего проживания.

— Возможность уменьшения размера «защищенных» средств в случае недобросовестности или злоупотребления правом должником повышает справедливость подхода.

— Учет при определении размера «защищенных» сумм стоимости жилья, соотношения долга и необходимости смены места жительства должника делает подход более взвешенным.

— Сохранение супружеской доли в случае общей совместной собственности на жилье соблюдает права членов семьи должника.  

  1. С 23 ноября 2024 года меняют правила выбора арбитражных управляющих в случае, когда заявление о банкротстве подает ФНС.(Правительства РФ от 22.05.2024 №634).

  В постановлении определили: — порядок выбора управляющего с учетом его баллов результативности; — правила расчета таких баллов. Выбор сделают в том числе исходя из рейтинга управляющего. Информацию о нем опубликуют на сайте ФНС. Количество баллов результативности уменьшат, например, если действия управляющего признали незаконными.  

Изменение правил выбора арбитражных управляющих в случае банкротства по инициативе ФНС, основанное на системе баллов результативности, является позитивным нововведением:

— Выбор управляющего с учетом его рейтинга и баллов результативности повышает вероятность назначения более эффективных и добросовестных специалистов.

— Публикация рейтинга управляющих на сайте ФНС обеспечивает прозрачность процесса.

— Уменьшение баллов за незаконные действия стимулирует управляющих к добросовестному поведению.  

  1. С 29 мая 2024 года кредиторы могут направить требования только в электронном виде.

Федеральный закон от 29.05.2024 №107-ФЗ   Ранее их можно было подать в суд и на бумаге. Аналогичное изменение касается предъявления требований при внешнем управлении.  

Требование о направлении кредиторами требований только в электронном виде также является улучшением процедуры банкротства:

— Переход на электронный формат упрощает и ускоряет подачу требований кредиторами.

— Исключение бумажного документооборота повышает эффективность делопроизводства.

— Аналогичные изменения для предъявления требований при внешнем управлении обеспечивают единообразие подходов.  

  1. С 29 мая 2024 года действует упрощенный порядок рассмотрения ряда обособленных споров

Федеральный закон от 29.05.2024 N 107-ФЗ  

Судья единолично разрешает без заседания и вызова участников дела, в частности, такие споры:  

— о распределении судебных расходов и издержек на вознаграждение арбитражных управляющих;

— о продлении внешнего управления;

— об истребовании документов и ценностей должника;

— об освобождении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.  

Назначить заседание с вызовом участников суд может по их мотивированному ходатайству или по своей инициативе. По итогу разрешения таких споров суд изготавливает только резолютивную часть определения.

Мотивированное определение изготовят, если подадут:

— апелляционную жалобу;

— заявление о его составлении.  

Сходные правила установили для рассмотрения заявлений кредиторов о включении требований в реестр, по которым не поступили мотивированные возражения.  

Установление упрощенного порядка рассмотрения ряда обособленных споров в деле о банкротстве также следует оценить положительно:

— Возможность единоличного рассмотрения судьей без вызова участников ускоряет разрешение отдельных категорий споров.

— Изготовление только резолютивной части определения, с последующим составлением мотивировочной части только по запросу, повышает оперативность.

— Распространение аналогичных правил на заявления кредиторов о включении требований в реестр обеспечивает единообразие подходов.  

  1. С 29 мая 2024 года установили единый срок на апелляционное обжалование ряда судебных актов (Федеральный закон от 29.05.2024 №107-ФЗ).

  Ввели месячный срок на подачу апелляционной жалобы на определения о результатах рассмотрения разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб, а также об итогах иных обособленных споров. Срок исчисляют со дня, когда суд вынес определение.  

Установление единого месячного срока на апелляционное обжалование ряда судебных актов в делах о банкротстве можно оценить положительно:

— Единый срок в 1 месяц вместо разных сроков для различных определений упрощает и упорядочивает процедуру обжалования.

— Четкий момент исчисления срока (со дня вынесения определения) обеспечивает правовую определенность.

— Распространение этого правила только на акты, принятые после 29 мая 2024 года, позволяет плавно ввести изменение в действующую практику.  

  1. С 29 мая 2024 года установили срок на подачу заявления об исключении требования из реестра и об изменении его очередности (Федеральный закон от 29.05.2024 №107-ФЗ).

  Кредиторам и другим участникам дела отвели 3 месяца на подачу заявлений, если требования не обоснованы. Срок исчисляют с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать об этом. Если срок пропущен по уважительной причине, суд вправе его восстановить.  

Установление 3-месячного срока на подачу заявлений об исключении требования из реестра или изменении его очередности также следует оценить положительно:

— Введение четкого срока, исчисляемого с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о необоснованности требования, повышает правовую определенность.

— Возможность восстановления пропущенного срока при наличии уважительных причин обеспечивает баланс интересов участников.

— Данная норма направлена на своевременное оспаривание спорных требований, что позволяет оперативно разрешать разногласия.  

  1. 20 марта 2024 года КС РФ уточнил порядок возмещения судебных расходов ответчиков по обособленным спорам (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2024 N 11-П).

  Судебные расходы ответчиков в делах об оспаривании сделок должника относят к пятой очереди текущих платежей. К той же очереди относят расходы ответчика по делу о привлечении к ответственности контролирующего лица, если признаки такого лица установлены не были. Если суд отказал в привлечении контролирующего лица к ответственности по другим основаниям или отказал в признании недействительной сделки между таким лицом и должником, рассматриваемая очередность применяется при наличии 2 условий:

— обоснованность обстоятельствами дела. Учтут, например, степень корпоративного контроля, величину расходов, наличие в деле независимых кредиторов;

— соблюдение баланса прав и интересов всех участников дела о банкротстве. Уточнение Конституционным Судом РФ порядка возмещения судебных расходов ответчиков по обособленным спорам в деле о банкротстве в целом следует оценить положительно:

— Отнесение судебных расходов ответчиков к пятой очереди текущих платежей обеспечивает более справедливое распределение расходов.

— Применение аналогичного правила к расходам ответчика по делу о привлечении к ответственности контролирующего лица при отсутствии признаков такого лица повышает баланс прав сторон.

— Учет при отнесении расходов к пятой очереди обстоятельств дела и необходимости соблюдения баланса прав участников вносит гибкость в применение данного правила.  

В целом, решение Конституционного Суда РФ можно оценить как позитивное нововведение, направленное на более справедливое регулирование вопроса возмещения судебных расходов в делах о банкротстве.  

Заключение:  

Представленные изменения в процедуре банкротства физических лиц в целом следует оценить положительно, поскольку они направлены на упрощение, ускорение и повышение эффективности данной процедуры. Новые законы о банкротстве касаются как самого процесса банкротства (автоматический запрос сведений, расширение электронного документооборота), так и разрешения отдельных связанных вопросов (правила действия исполнительского иммунитета, выбор арбитражных управляющих, упрощение рассмотрения обособленных споров).  

В целом совокупность этих актуальных изменений следует оценить как улучшение процедуры банкротства, которое позволит сделать ее более доступной, эффективной и справедливой для всех участников.  

Задайте вопрос всем юристам на сайте
350 юристов отвечают
33 минуты среднее время ответа
66 вопросов за сутки
Дугин Виталий Валерьевич Юрист в Орле Сорокин Николай Юрьевич Адвокат в Улан-Удэ Пилипенко Игорь Александрович Юрист в Омске Доля Дмитрий Сергеевич Адвокат в Мурманске Антонов Алексей Анатольевич Адвокат в Анапе
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Наталенко Сергей Олегович

Отвечу на ваши вопросы

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo