Один из первых вопросов, возникающих у тех, кто интересуется банкротством: чем отличается деятельность финансового управляющего и банкротного юриста в рамках дела? Этот вопрос волнует как должников, так и специалистов, желающих обучиться новому для себя направлению. Как понять, где чья зона ответственности и каких результатов ожидать? Давайте разбираться.
Несмотря на то что на просторах интернета иногда разворачиваются целые бои на эту тему, необходимо запомнить, что это два лица, обладающие абсолютно разными полномочиями в рамках дела. В чём различия?
Подготовка специалиста к работе с банкротством
Чтобы стать финансовым управляющим (далее ФУ), нужно иметь:
- экономическое или юридическое образование;
- опыт работы на управляющей должности более 1 года;
пройти курс подготовки арбитражных управляющих и успешно сдать экзамен.
Обучением дело не заканчивается, так как необходимо вступить в СРО — саморегулируемую организацию арбитражных управляющих.
Оплатить вступительный в размере более 200 000₽ , а также застраховать свою профессиональную деятельность, что тоже стоит недешево (порядка 100 000₽). За каждое назначенное дело необходимо будет вносить взнос в СРО.
Уже исходя из описания первых этапов заметно, что АУ имеет ряд расходов на профессиональную деятельность, как переменных, так и постоянных.
Для работы юристом по банкротству необходимо:
- высшее юридическое образование;
- пройти профильное обучение.
Юрист может работать в компании, специализирующейся на банкротстве физических или юридических лиц, или быть частнопрактикующим специалистом, самостоятельно неся ответственность за свою деятельность.
Как распределяются их роли в деле по банкротству?
Финансовый управляющий в процессе банкротства гражданина — максимально ответственное лицо. Он находится между должником, его кредитором (или несколькими кредиторами, что бывает чаще всего) и судом.
В его обязанности входит:
- организация и проведение собрания кредиторов,
- составление отчетов для арбитражного суда.
- регулярное составление отчетов и отправка их кредиторам;
Арбитражный управляющий в рамках дела постоянно мониторит и отчитывается о проведенной финансовой деятельности (уплата долгов кредиторам или их списание, реализация имущества и так далее), в зону его ответственности также входит отправка запросов в государственные органы для того чтобы выяснить, какое имущество, доходы или иные объекты зарегистрированы за должником.
В данном случае его основная задача — узнать о всех активах должника, сложить их в такой “мешочек”, который на профессиональном языке называется конкурсной массой, и из этого “мешочка” раздать деньги кредиторам.
При этом, если по мнению кредиторов ФУ заполнил этот “мешочек” не достаточно хорошо (допустим, не оспорил какую-либо сделку или не достал деньги у должника из имеющихся активов и не передал их кредиторам), то фактически своими действиями он причиняет им ущерб и ответственность за возмещение убытков ложиться на его плечи.
Финансовый управляющий является материально ответственным лицом и при некачественной работе рискует личными средствами. Однако банкротиться для списания долгов, возникших в процессе ведения дела, он не может — это приравнивается к субсидиарной ответственности.
Чем занимается юрист, и какие у него зоны ответственности?
В первую очередь, банкротный юрист консультирует клиентов-доверителей, которые хотят инициировать процедуру банкротства и обращаются за профессиональной юридической поддержкой.
Частая ситуация при финансовых сложностях, что гражданам трудно признать необходимость банкротства и обратиться за помощью. Некоторые даже не знают о такой возможности — списании долгов законным способом. Они начинают искать пути самостоятельного решения вопросов, но в итоге допускают ошибки, приводящие к потере не только времени, но и имущества, которое можно было бы сохранить при более тщательной подготовке.
Юрист должен грамотно оценить дело и без ложных надежд рассказать доверителю о возможных перспективах. Ему также приходится работать немного и психологом, выясняя детали долговых обязательств (когда и при каких обстоятельствах они образовались), которыми должники крайне не любят делиться.
Далее юрист составляет заявление, собирает необходимый пакет документов и подает заявление в суд. После чего судом назначается финансовый управляющий, который ведет основные вехи дела.
Задача юриста — мониторить происходящее на каждом этапе, рассказывать должнику о его правах в рамках процедуры, а также отстаивать их, если вдруг они будут ущемляться (происходит это нечасто, однако неприятные прецеденты бывали).
Юрист — доверенное лицо заявителя, который должен постоянно держать руку на пульсе в процессе банкротства своего клиента, следить за всеми изменениями и новыми обстоятельствами дела, а также играть на опережение, предлагая варианты сохранения имущества при списании долгов.
С технической стороны вопроса, работы и ответственности у ФУ в рамках дела гораздо больше, чем у юриста, в том числе и материальной. Помимо финансовых рисков, у арбитражного управляющего возникают ещё и репутационные: если Росреестр дисквалифицирует его по жалобе арбитражного суда, самого должника или кредитора, он может потерять профессию в целом.
При всём этом работа и юриста по банкротству и финансового управляющего в денежном эквиваленте оценивается примерно одинаково, несмотря на неравное количество издержек.
Что в итоге?
Работать с банкротством граждан — дело крайне ответственное, с какой стороны на него ни посмотреть. Это не просто профессия, а настоящее призвание для стойких, справедливых и готовых идти до конца во благо своих доверителей.
Выбирая из двух направлений, нужно ориентироваться на то, что вам ближе, конечно. Но если рассматривать на перспективу, чем бы вы хотели заниматься, особенно если вы — юрист и в поиске дополнительного дохода или есть желание сменить нишу, то рекомендуем рассматривать именно юристов по банкротству.
Хотя бы потому, что это выйдет намного комфортнее по финансовым вложениям в начале (обучение в любом случае пройти необходимо), подготовка займет меньше времени, а бумажная волокита со вступлениями в СРО не будет оттягивать момента, когда сможете взять своего первого клиента на ведение.