Обязательная доля?

(8 ответов)

Умерла бабушка, есть завещание на ее сестру , которая проживала с ней, квартира двухкомнатная , также у бабушки есть родной сын, он проживает отдельно пенсионер, инвалид , положена ему обязательная доля или нет?

Реутова Элла Давыдовна
Быстрый ответ - ответ в течении 15 минут
Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает юрист
Стаж 5 лет
01.07.2025 18:15
Телефон

Здравствуйте! Согласно ст. 1149 ГК РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля), если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статья 8.2 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ устанавливает, что правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные статьей 1148, пунктом 1 статьи 1149 и пунктом 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются также к женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, и мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста.

Если он нетрудоспособен или достиг 60 лет, положена

Игнатенко Анастасия Борисовна
Быстрый ответ - ответ в течении 15 минут
Опытный юрист - юрист со стажем от 15 лет
Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает юрист
Стаж 22 года
01.07.2025 18:10
Телефон

В соответствии со ст. 1149 ГК РФ сын имеет право на обязательную долю в наследстве ( Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля), если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется из оставшейся незавещанной части наследственного имущества, даже если это приведет к уменьшению прав других наследников по закону на эту часть имущества, а при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю - из той части имущества, которая завещана.

С уважением, Анастасия Игнатенко.
Гость
01.07.2025 18:13

А будет учитываться материальное положение наследников, если по завещанию у человека это единственное жилье, а у человека, который претендует на обязательную долю есть своя квартира (однокомнатная )+есть доля в другой квартире?!

Гость
01.07.2025 18:52
Спасибо за вашу помощь и поддержку! Пусть каждый день приносит вам радость и удовлетворение.
Сериков Сергей Владимирович
Быстрый ответ - ответ в течении 15 минут
Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает юрист
Стаж 10 лет
01.07.2025 18:13
Телефон

Добрый день, безусловно, да.
В соответствии с ст. 1149 ГК РФ, несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля), если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае возникновения вопросов, пишите мне в Telegram.

В случае дополнительных вопросов пишите мне в телеграм. С Уважением, Сериков С.В.
Кащаев Дмитрий Александрович
Быстрый ответ - ответ в течении 15 минут
Опытный юрист - юрист со стажем от 15 лет
Отвечает юрист
Стаж 20 лет
01.07.2025 18:13
Телефон

Да, в этом случае в соответствии со статьей 1149 Гражданского кодекса РФ, сын, являющийся пенсионером и инвалидом имеет право на обязательную долю в наследстве по завещанию, независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы ему при наследовании по закону

Если Вам помогла консультация - оставьте отзыв в моем профиле. Для подробного анализа ситуации в рамках платной юридической услуги - свяжитесь со мной по контактам в моем профиле
Гость
01.07.2025 18:19

а будет учитываться материальное положение наследников, если по завещанию у человека это единственное жилье, а у человека, который претендует на обязательную долю есть своя квартира (однокомнатная )+есть доля в другой квартире?!

Кащаев Дмитрий Александрович
Отвечает юрист
Стаж 20 лет
01.07.2025 18:53

Да, в этом случае размер обязательной доли может быть уменьшен, но только в судебном порядке.

Суд оценит представленные доказательства и примет решение

Если Вам помогла консультация - оставьте отзыв в моем профиле. Для подробного анализа ситуации в рамках платной юридической услуги - свяжитесь со мной по контактам в моем профиле
Гость
01.07.2025 19:00
Спасибо за развернутый ответ, Дмитрий Александрович! Пусть каждый день приносит вам новые достижения.
Кащаев Дмитрий Александрович
Отвечает юрист
Стаж 20 лет
01.07.2025 19:03

Пожалуйста. Буду крайне признателен Вам за краткий, но положительный отзыв в моем профиле )

Если Вам помогла консультация - оставьте отзыв в моем профиле. Для подробного анализа ситуации в рамках платной юридической услуги - свяжитесь со мной по контактам в моем профиле
Гость
01.07.2025 18:18
Спасибо за вашу помощь и поддержку!
Кащаев Дмитрий Александрович
Отвечает юрист
Стаж 20 лет
01.07.2025 19:12

Пожалуйста! Буду признателен Вам за краткий положительный отзыв в моем профиле об оказанной консультации

https: //harant.ru/lawyers/novosibirsk/kashhaev-dmitrij-aleksandrovich/#comments

Если Вам помогла консультация - оставьте отзыв в моем профиле. Для подробного анализа ситуации в рамках платной юридической услуги - свяжитесь со мной по контактам в моем профиле
Подкорытов Максим Михайлович
Высокий рейтинг - юрист с рейтингом от 9 баллов
Отвечает юрист
Стаж 10 лет
02.07.2025 07:41
Телефон

Да, родной сын, являющийся пенсионером и инвалидом, имеет право на обязательную долю в наследстве независимо от содержания завещания. Обязательная доля составляет не менее половины того, что он получил бы при наследовании по закону.

Если Вам понравился мой ответ, оставьте пожалуйста отзыв в моем профиле
Великанов Юрий Андреевич
Отвечает юрист
Стаж 8 лет
01.07.2025 18:51
Телефон
Обязательная доля положена только иждивенцам наследодателя
Если Вам понравился мой ответ - оставьте пожалуйста отзыв в профиле.
Гость
01.07.2025 18:52

🤔🤔🤔

Мингазов Юрий Саитгареевич
Опытный юрист - юрист со стажем от 15 лет
Активный юрист - юрист ответивший более 50 вопросов за 7 дней
Отвечает юрист
Стаж 37 лет
01.07.2025 18:51
Телефон

Да, сын, как пенсионер, имеет право на обязательную долю.

Пишите,звоните по ВАЦАП,поможем.
Плясунов Константин Андреевич
Отвечает юрист
Стаж 14 лет
01.07.2025 18:29
Телефон

Здравствуйте.

Есть и ст.1149 ГК РФ.

На ваш вопрос ответил искусственный интеллект, вы можете уточнить детали или задать другой вопрос
Сообщаем, что искусственный интеллект не является квалифицированным юристом, и его ответы не могут заменить консультацию у специалиста, могу содержать ошибки. Его функцией является лишь предоставление общей информации.
Ответ нейросети:
В соответствии с российским законодательством, в частности с Гражданским кодексом Российской Федерации, обязательная доля в наследстве предоставляется определённым категориям наследников, независимо от содержания завещания. К таким наследникам относятся несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы.

В вашем случае сын бабушки, будучи пенсионером и инвалидом, скорее всего, является нетрудоспособным и, следовательно, имеет право на обязательную долю в наследстве. Обязательная доля составляет не менее половины той доли, которую он получил бы при наследовании по закону.

Рекомендуется обратиться к нотариусу для более точного определения прав на наследство и расчёта обязательной доли, учитывая все обстоятельства и документы.
Остались вопросы?

Задайте вопрос всем юристам на сайте
518 юристов отвечают
24 минуты среднее время ответа
151 вопрос за сутки
Куприянова Ирина Александровна Юрист в Набережные Челнах Богданова Татьяна Михайловна Юрист в Ростов-на-Дону Домрачев Сергей Владимирович Юрист в Кирове Шачнев Андрей Евгеньевич Юрист в Кемерово Мингазов Юрий Саитгареевич Юрист в Казани
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Юристы по Наследству в Москве