ВС обязал проверять качество онлайн-курсов в спорах о возврате оплаты

Верховный суд РФ указал на необходимость изучения вопроса о качестве онлайн-услуг, которыми клиент остался недоволен. Отсутствие такого анализа свидетельствует

Верховный суд РФ указал на необходимость изучения вопроса о качестве онлайн-услуг, которыми клиент остался недоволен. Отсутствие такого анализа свидетельствует о неполном судебном разбирательстве, разъясняет высшая инстанция в своём определении.

Суть дела

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ рассмотрела спор о возврате части оплаты за онлайн-курсы, качество которых не устроило покупателя, однако организаторы отдать деньги отказались. Тогда ученик обратился в суд с иском о взыскании стоимости непройденных уроков, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда. Заявитель отметил, что прошел только 62 урока из 151, после чего понял, что предложенная услуга не представляет для него ни ценности, ни интереса, никакой эксклюзивной информации он не получил, и, кроме того, материалы характеризуются низким качеством. Однако три судебные инстанции в удовлетворении требований отказали полностью.

Суды установили, что по условиям публичной оферты услуги считались полностью оказанными клиенту с момента предоставления в личном кабинете доступа ко всем материалам и мероприятиям пакета услуг, а также по истечении 12 календарных месяцев с даты заключения соглашения. Покупатель перевел организаторам обучения 300 тысяч рублей, тем самым акцептовав публичную оферту, после чего в этот же день получил доступ к личному кабинету. Суды также сослались на предыдущее разбирательство продавца онлайн-курса с этим же покупателем, который ранее требовал в судебном порядке взыскания неосновательного обогащения. Это дело потребитель тоже проиграл. Кроме того, суды указали, что ранее истец не предъявлял ответчику каких-либо претензий по качеству, количеству и содержанию образовательных услуг.

Позиция ВС

При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан ее выполнить в соответствии с обычно предъявляемым к ней требованиям, а потребитель вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги, напоминает ВС в изученном определении. Он указывает, что нижестоящие инстанции не ставили под сомнение обстоятельство о неполном использовании истцом услуги, «однако в нарушение статьи 32 Закона о защите прав потребителей в иске отказали в полном объеме». Кроме того, истец ссылался на то, что образовательные услуги оказаны с существенными недостатками: низкое качество видеороликов, несоответствие содержания рекламе.

«Вопрос о качестве услуги по настоящему делу не обсуждался судами, которые сослались лишь на вступившее в силу решение об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения. Однако такое указание судов применительно к настоящему делу не соответствует закону», – отмечает высшая инстанция. ВС разъясняет, что при предыдущем разбирательстве установлен лишь факт наличия между сторонами договорных отношений, в связи с чем и отказано в требованиях о взыскании неосновательного обогащения. «Вопрос об объеме и качестве услуг судом в предыдущем деле не рассматривался, в связи с чем эти обстоятельства подлежали исследованию и оценке при рассмотрении настоящего дела, что судами сделано не было», – подчеркивает ВС. В связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ определила направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (Дело №5-КГ25-18-К2).

Источник: РАПСИ

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Поляков Дмитрий Васильевич

Отвечу на ваши вопросы

logo