Приобретая конструктивно сложный товар, важно учитывать особенности механизма его возврата и обмена. Технически сложные товары — это потребительские товары длительного пользования, обладающие сложным внутренним устройством и выполняющие свои функции на высоком технологическом уровне с использованием различных энергоресурсов. К ним относятся, например, автомобили, сельскохозяйственная техника с двигателями внутреннего сгорания или электродвигателями, бытовые устройства навигации и беспроводной связи, системные блоки, компьютеры, ноутбуки, игровые консоли, телевизоры и прочие.
Полный перечень таких товаров указан в Постановлении Правительства РФ № 924 от 10 ноября 2011 года. Законодательство Российской Федерации предусматривает особые правила возврата и обмена технически сложных товаров, закреплённые в Законе «О защите прав потребителей».
1. Возврат товара без недостатков: Важно помнить, что технически сложные товары входят в список товаров, которые нельзя вернуть или обменять, если они соответствуют заявленным характеристикам и качеству. Это правило действует даже в том случае, если покупатель передумал или товар ему просто не понравился.
В Перечень непродовольственных товаров, не подлежащих обмену, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17.05.2024 N 616, входят такие технически сложные товары как автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения, а также технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года.
Поэтому, в случае, если товар не входит в пункт Перечня, но относится к иным технически сложным товарам бытового назначения и на него дана гарантия менее 1 года, покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный, если тот не подошёл по форме, габаритам, фасону, цвету или комплектации, в течение 14 дней, не считая дня покупки. Если подходящего аналогичного товара нет в наличии, покупатель вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата денег.
- При покупке дистанционно (например, в интернет-магазине), покупатель может отказаться от товара до его получения или в течение семи дней после получения, если сохранился товарный вид и документы, подтверждающие покупку.
- Если продавец не предоставил информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества в письменном виде, покупатель может вернуть товар в течение трёх месяцев с момента его получения.
2. Возврат товара с недостатками:
- Товар с любым недостатком можно вернуть в течение первых 15 дней после покупки.
- Товар с существенными недостатками подлежит возврату в любой момент в течение гарантийного срока.
Также возврат возможен, если нарушены сроки устранения недостатков, установленные законодательством, или если использование товара было невозможно более чем 30 дней в году (в совокупности) из-за многократных ремонтов.