В повседневной жизни каждый человек покупает товар и заказывает услугу / работу, однако, не всегда получает товар или услугу / работу надлежащего качества, а иногда и вовсе не получает ни товар, ни работу, ни услугу.
При этом действующее законодательство дает потребителю существенные гарантии в сфере защиты прав и законных интересов.
Многие потребители даже не думают, что после суда можно получить в два, а то и в несколько раз больше денег, чем человеком было изначально потрачено на оплату товара / услуги / работы.
Так, закон дает потребителю следующие гарантии:
- возможность взыскать с продавца (исполнителя) неустойку в размере 0,5%; 1% и 3% в зависимости от конкретной ситуации за каждый день невыполнения требований потребителя;
- возможность взыскать с продавца компенсацию морального вреда;
- возможность взыскать с продавца (исполнителя) убытки;
- возможность взыскать с продавца (исполнителя) штраф в размере 50% от взысканной судом суммы в пользу истца;
- возможность взыскать с продавца (исполнителя) все судебные расходы, в том числе расходы на представителя;
- бремя доказывания исполнение/надлежащее исполнение обязательств, в том числе и за причинение вреда лежит на продавце (исполнителе, изготовителе, импортере, организации, индивидуальном предпринимателе).
Практические сложности в суде по защите прав потребителя:
- Закон о защите прав потребителя распространяется не на все организации и не на всех индивидуальных предпринимателей. В этом случае ссылки в иске на закон о защите прав потребителей будут являться необоснованными.
- В зависимости от ситуации закон предусматривает разные пути её развития. Избрание неправильного способа защиты своих прав — основание для отказа в иске.
- Обоснование и доказывание существенного недостатка товара.
- Грамотное досудебное урегулирование спора и направление уведомлений продавцу (исполнителю).
- Грамотный расчет всех неустоек, компенсации морального вреда, убытков и цены иска.
При этом не стоит забывать о том, что интересы продавца (исполнителя), исходя из судебной практики, будет представлять квалифицированный юрист, ввиду чего даже с учетом гарантий, которых дает закон о защите прав потребителя, можно проиграть процесс, например, не зная сложившейся практики, процессуального закона.
Обращаю Ваше внимание, что в случае если суд откажет истцу в удовлетворении иска (например, по причинам ненадлежащей подготовки к делу; непредоставления доказательств; неправильного формирования исковых требований), у истца не будет второго шанса подать аналогичный иск в суд, так как в соответствии с законом суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда (ст. 220 ГПК РФ).