Президиум ВС утвердил обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей. В обзоре — 10 главных выводов Верховного суда из споров исполнителей и продавцов с потребителями. Смотрите какие аргументы потребителя поддержал ВС, чтобы оценить свои риски и не доводить дело до суда. А также учитывайте сложившуюся практику, чтобы подготовить контраргументы, если потребитель уже подал в суд. «Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_460140/
Фабула дела: Покупатель купил товар через интернет. Продавец отказался передавать ему товар, поскольку в момент покупки на сайте произошел сбой – цены были неправильные. Продавец предложил покупателю доплатить разницу между уплаченной суммой и настоящей ценой товара. Покупатель потребовал, чтобы ему отдали товар без доплаты. Стороны встретились в суде.
Позиция истца: Договор заключен на условиях публичной оферты. Покупатель уплатил требуемую сумму и вправе получить товар. Изменения договорной цены в одностороннем порядке незаконны.
Позиция ответчика: На сайте произошел сбой, поэтому цены отображались неправильно. Доплачивать покупатель отказался, а передать товар, купленный по неверным ценам, продавец не может, это принесет ему убытки. Договор должен быть расторгнут.
Позиция нижестоящих инстанций: Признать договор недействительным. Покупатель злоупотребил правом, так как требует исполнить договор по цене, явно несоразмерной обычной стоимости подобных товаров. Продавец действовал под влиянием заблуждения из-за сбоя на сайте.
Позиция ВС: Фиксация цены при дистанционной продаже происходит в момент оформления заказа с присвоением ему номера. После этого продавец уже не вправе по своему желанию менять цену (п. 3 Обзора).