Здравствуйте! Одним из моих направлений в юридической деятельности по гражданским делам являются дела из категории «Защита прав потребителей». Я участвовал во многих судебных спорах как на стороне потребителей, так и продавцов (людей, оказывающих услуги). В своё время я написал пост «Памятка потребителю», здесь я его публикую. Итак…
Например, человек решил сделать в своей квартире ремонт (допустим, поклеить обои) и нанял специалиста. Разумеется, у многих людей самый первый вопрос: А сколько это будет стоить? Мы же все себя считаем юридически грамотными и поэтому после вопроса о стоимости (а может быть и перед ним, у кого как) задаем другой вопрос: А договор будет заключен?
Посмотрим, что об этом говорит закон. Согласно части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Из этой части настоящей статьи можно выделить два момента: 1) «в требуемой в подлежащих случаях форме» и 2) «если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора».
Согласно части 1 статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Согласно всё тому же Гражданскому кодексу Российской Федерации двух и многосторонние сделки называются договорами и между ними можно поставить знак равенства (поэтому, когда речь будет вестись о договорах, то будут иметься ввиду сделки и, наоборот, когда речь будет вестись о сделках, то будут иметься ввиду договоры).
То есть, вывод первый: между человеком, решившим сделать ремонт (поклеить обои) и специалистом (человеком, который как раз обои и будет клеить) должен быть заключен договор (или об оказании услуг, или подряда) в письменной форме. Но иной раз бывает так, что письменный договор не заключается, а всё обговаривается устно. Что же делать тогда?
Согласно всё той же части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
То есть, если дело в данном случае дойдёт до суда, то человек, который захотел сделать ремонт (поклеить обои) – потребитель (Заказчик услуги по договору) – должен доказать в судебном заседании в ходе судебного разбирательства по гражданскому делу, что тот человек, который клеил обои (т.е. специалист в нашем примере (Исполнитель услуги по договору)) делал всё не так, как изначально они договаривались между собой. То есть то, что действия Исполнителя шли вразрез с достижением сторонами данного договора (пусть и в устной форме) одной и той же цели. А какая здесь цель? Правильно, качественно и достаточно быстро поклеить обои в жилом помещении Заказчика с использованием хороших обоев, качественного клея и, желательно, за адекватную цену, которая устроила бы и Заказчика и Исполнителя. Ведь любой договор, по сути, является соглашением, которое заключается минимум двумя сторонами, поэтому возникновение договорного обязательства в обязательном порядке требует взаимного согласования сторонами всех его существенных условий. А Исполнитель в данном случае должен, соответственно, доказывать обратное. Ведь согласно части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Какие условия являются существенными? В части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации они приведены, но, если простым языком сказать, то их минимум три: предмет договора, цена договора и сроки по договору. Если человек захотел приобрести (по-простому, купить ее) мебель, заключил договор купли-продажи мебели с продавцом (посредником между мебельной фабрикой и им), внёс предоплату, но потом выяснилось, что или сроки передачи мебели сдвигаются по вине продавца, или мебель поставлена, но с браком, или продавец просит покупателя внести еще деньги в качестве предоплаты, мотивируя тем, что увеличилась закупочная цена комплектующих на мебельной фабрике, то, как правило, покупатель (потребитель по договору купли-продажи мебели) направляет продавцу письменную претензию.
Считается, что досудебный претензионный порядок по Закону Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» является обязательным и без него суд не примет исковое заявление о защите прав потребителя к своему производству. Давайте разбирать этот момент, отделять зёрна от плевел. Поскольку все мы в той или иной степени потребители, то дела, связанные с защитой прав потребителей очень разнообразны (с поклейкой обоев и покупкой мебели – это только два таких примера, а сколько их еще…). Поэтому подача потребителем досудебной претензии в данном случае и нужна и не нужна (смотря, из чего вытекают правоотношения в сфере защиты прав потребителей).
Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) НЕ предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и исполнителем услуг.
Между тем такой порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах, например: — неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55 Закона о связи); — неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке пассажира, багажа внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта); — требование о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (пункт 1 статьи 16.1 Закона об ОСАГО); — претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором; — обращения, подлежащие рассмотрению финансовым уполномоченным (часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 28 и статья 32 Закона о финансовом уполномоченном). Договорное условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным в силу пункта 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не является обязательным досудебным порядком урегулирования спора направление потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества в адрес продавца, изготовителя либо уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя. В то же время ненаправление такого требования и уведомления об отказе от исполнения договора является основанием для отказа судом во взыскании в пользу потребителя штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей (пункт 4 статьи 1, статьи 10, статьи 401 и пункт 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отказ от исполнения договора, предусмотренный абзацами шестым и восьмым пункта 1 статьи 18, абзацем первым пункта 2 статьи 25, абзацем пятым пункта 1 статьи 28, абзацем седьмым пункта 1 и абзацем четвертым пункта 6 статьи 29 и статьей 32 Закона о защите прав потребителей, является односторонним отказом от исполнения договора, а потому по смыслу статьи 450, пункта 1 статьи 450.1 и пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском о признании договора расторгнутым соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не требуется.
То есть, вывод второй: в подавляющем большинстве случаев потребитель может подавать исковое заявление о защите прав потребителей в суд без досудебной претензии, но в этом случае он будет лишён права взыскать с изготовителя (продавца, исполнителя и т.д.) штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя по его иску за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя, указанных в его досудебной претензии.
Согласно части 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (в редакции от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
А ведь это может быть сумма достаточно большая. Например: суд взыскал с продавца мебели сумму предоплаты в размере 200000 (двести тысяч) рублей, неустойку в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей (по ходатайству продавца суд снизил ее на 50000 рублей), компенсацию морального вреда в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей. Если эти все три цифры суммировать (200000 + 150000 + 25000), то получится конечная сумма в размере 375000 рублей. Половина от этой суммы равна 187500 рублей – это и будет штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. Проще говоря, покупатель подал продавцу мебели досудебную претензию, в которой предложил последнему в течение, например, 10-ти календарных дней с момента получения им данной досудебной претензии по электронной почте, вернуть ему денежную сумму предоплаты за купленную мебель в размере 200000 рублей и расторгнуть договор купли-продажи мебели. Срок вышел, покупатель от продавца денег не получил, договор расторгнут не был, покупатель подал иск в суд, который его исковые требования удовлетворил частично, снизив размер компенсации морального вреда с 50000 рублей до 25000 рублей и уменьшив размер неустойки на 50000 рублей. Сам факт подачи данной досудебной претензии уже даёт законные основания покупателю мебели (истцу по иску) просить суд взыскать с продавца мебели (ответчика по иску) штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение продавцом мебели в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (т.е., за несоблюдение требований, указанных покупателем мебели (потребителем) в своей досудебной претензии). Для этого собственно и нужны эти самые досудебные претензии.
На этом я заканчиваю своё настоящее повествование. Да, этот пост получился вместительным, много ссылок на законы. Но данная группа юридическая, поэтому всё писать в двух словах простым языком я не вижу смысла. Всё-равно без профессионального представителя по данной категории дел не обойтись. Это только кажется всё так просто, а на самом деле нюансов по данной категории дел ой как много.
Если возникнут какие вопросы, то можете ко мне обращаться как по телефону (звонить): 8 — 963 — 098 — 14 — 07, так и посредством электронной почты (писать): info-jurist1@yandex.ru . В следующем посте окончание данного повествования.