Начать, наверное, необходимо с того, что в нашей стране существует множество омбудсменов, например, по правам ребенка, по правам человека, по защите прав предпринимателей, финансовый уполномоченный и др. И каждый из них, выполняет свою, отдельную функцию.
Институт, именно, финансового омбудсмена в России, сравнительно, молодой. В РФ такой уполномоченный появился в 2018 году. Финансовый омбудсмен- это должностное лицо, уполномоченное на защиту интересов потребителей финансовых услуг, то есть граждан.
Он призван помогать гражданам и финансовым организациям, в законном порядке, разрешать возникшие споры, до суда. Уполномоченный как бы является еще одной ступенью досудебного урегулирования спора. И выглядит на практике это следующим образом. Законом предусмотрены случаи, когда обращение к финансовому уполномоченному будет обязательным. Без него суд не будет рассматривать поданное исковое заявление, так как не будет считаться соблюденным досудебный порядок урегулирования спора. В самом начале, при возникновении у гражданина претензий к финансовой организации, ему нужно самостоятельно обратиться к ней с претензией (в которой изложить свои требования и срок, для их исполнения). Если ответа на претензию не поступило или требования не были исполнены, то гражданину необходимо обратиться к финансовому омбудсмену.
Сделать это возможно через официальный сайт финансового омбудсмена, и даже, через сервис «Госуслуги». Если нет возможности воспользоваться электронным ресурсом, обращение можно подать и Почтой России. В нем нужно будет детально описать произошедшее, описать требования, а также описать процесс направления претензии в адрес финансовой организации.
Важный момент, финансовый уполномоченный рассматривает обращения только от граждан. От организаций и индивидуальных предпринимателей- не рассматривает.
Финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении следующих финансовых организаций:
- страховые компани;
- банки и другие кредитные организации;
- микрофинансовые организации;
- кредитные потребительские кооперативы;
- ломбарды;
- негосударственные пенсионные фонды.
То есть, если возникает финансовый спор между гражданином и указанными организациями, в котором именно у гражданина имеется денежное требование к фин. организации, и необходимо обращаться к финансовому уполномоченному.
Обращение к фин. омбудсмену — бесплатно.
Он рассматривает обращения только с имущественными, в том числе денежными требованиями. При этом размер требований не должен превышать 500 000 ₽, по договорам ОСАГО – без ограничения по сумме требования.
В течение трех рабочих дней с момента поступления обращения, гражданину направляется уведомление о принятии заявления к рассмотрению или отказе в принятии.
При успешном принятии, обращение будет рассмотрено фин. уполномоченным в течение 15 рабочих дней.
Если финансовый омбудсмен пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований, его решение будет обязательным для исполнения финансовой организацией, с которой ведется спор.
Если финансовая организация не исполнит решение, например, не перечислит деньги в установленный срок, нужно подать финансовому уполномоченному заявление — он выдаст удостоверение. Удостоверение — это исполнительный документ, который можно предъявить в ФССП (приставам) для возбуждения исполнительного производства.
Если же финансовый уполномоченный пришел к выводу, что требования удовлетворению не подлежат, следующим шагом в защите своих прав, возможно избрать- обращение с исковым заявлением в суд. Но стоит помнить, что факты самостоятельного обращения с претензией, обращения к уполномоченному, его ответ на обращение,- все это нужно описать в исковом заявлении и приложить к нему копии документов, это подтверждающих.
___________________________
Задать вопрос vk.me/stryar
Бесплатная консультация юриста vk.cc/c7iCPy54