Гарантия на товар

06.03.2025

(обновлено 06.03.2025)

2 мин

0

Защита прав потребителей

Ситуации, когда мы вспоминаем про установленную гарантию, чаще всего возникают при обнаружении в приобретённом товаре каких-либо недостатков по его

Ситуации, когда мы вспоминаем про установленную гарантию, чаще всего возникают при обнаружении в приобретённом товаре каких-либо недостатков по его качеству. Гарантийные обязательства позволяют покупателю действовать согласно определённому алгоритму.

Гарантийный срок — это период, установленный производителем или продавцом, в течение которого продавец, изготовитель, уполномоченная организация или импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, связанные с обнаруженным недостатком товара (пп. 6, 7 ст. 5, п. 6 ст. 18 Закона о защите прав потребителей; п. 2 ст. 470 Гражданского кодекса РФ).

По общим правилам, потребитель имеет право предъявить претензии по поводу выявленных недостатков товара продавцу (или изготовителю, уполномоченным организациям, импортёру) в течение гарантийного срока или срока годности (п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей). Гарантийный срок подразумевает перераспределение обязанности доказывания причины появления дефекта, иными словами — кто и что обязан доказать.

Продавец должен подтвердить, что дефекты отсутствовали на момент передачи товара и появились по вине покупателя. Покупатель же должен доказать, что дефект был заводским браком, существовавшим ещё до получения товара. На протяжении гарантийного периода вина за возможные неисправности возлагается на продавца, который обязан провести проверку качества и выявить наличие дефектов. Если гарантийный срок меньше двух лет, но недостатки выявлены после истечения этого срока, однако в пределах двух лет, потребитель также может обратиться с претензиями, если сможет доказать, что эти недостатки возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).

Если на товар не установлены гарантийные сроки или сроки годности, претензии по выявленным недостаткам можно предъявить в разумный срок, но не позднее двух лет со дня передачи товара потребителю, если законом или договором купли-продажи не предусмотрены другие условия (абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).

Если срок службы товара не установлен, требование о бесплатном устранении существенных недостатков можно направить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному ИП, импортёру) в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю. Однако покупателю потребуется доказать, что данные недостатки возникли до передачи товара или по причинам, связанным с периодом до этого момента (п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).

Важно помнить, что в течение гарантийного срока необходимо обнаружить и зафиксировать дефект, а не обязательно сразу подавать иск в суд. Поэтому любые возражения продавца относительно истекшего срока стоит рассматривать именно с этой позиции.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo