Ответственность за утрату или порчу багажа возложена на авиаперевозчика (п. 1 ст. 118 Воздушного кодекса Российской Федерации). В случае утраты или порчи багажа пассажиру следует обратиться к представителю перевозчика или лицу, им уполномоченному, совместно с ним составить акт о повреждении или утрате багажа, в последующем оформить письменную претензию о возмещении вреда, причиненного действиями перевозчика.
Претензия предъявляется авиаперевозчику письменно, в случае утраты багажа при внутренних воздушных перевозках — в течение 6 месяцев с момента исчисления 10 дней по окончании срока доставки, при порче — со дня, следующего за днем выдачи багажа (пп. 1, 2 п. 1 ст. 126 ВК РФ), при международных перевозках в случае утраты багажа — по истечении 21 дня с даты планового прибытия багажа, в случае порчи — не позднее 7 дней со дня его получения. Перевозчик обязан рассмотреть поступившую претензию в течение 30 дней с момента ее поступления и уведомить ее предъявителя в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, об удовлетворении или отклонении изложенных в ней требований.
Размеры компенсации при утрате или порче багажа определены статьей 119 Воздушного кодекса Российской Федерации. Так, в случае утраты или порчи багажа с объявленной ценностью при внутренних воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в размере объявленной ценности багажа, при ее отсутствии — в размере стоимости багажа, но не более шестисот рублей за килограмм веса. При международных воздушных перевозках ответственность за утрату или порчу багажа без объявленной ценности определена Монреальской конвенцией и составляет всего 1 288 специальных прав заимствования (международные платежные средства), с объявленной ценностью – сумму объявленной ценности.
Такое же возмещение получит пассажир, сдавший в багаж ценную вещь и при регистрации не объявивший его ценность (п. 126 авиационных правил, утверждённых Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82). В связи с этим при перевозке дорогостоящих вещей пассажиру рекомендуется пользоваться услугой по объявлению ценности своего багажа.
Размер неустойки, а также компенсация морального вреда взыскивается и рассчитывается в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». В случае, если перевозчик не рассмотрел претензию в установленный законом срок или отказал в удовлетворении претензии, пассажир (грузоотправитель) вправе обратиться в суд.