Как зарегистрировать товарный знак

15.07.2022

(обновлено 10.11.2022)

4 мин

35

Обслуживание бизнеса

Если предприниматель зарегистрировал свой бизнес и решил выделить свою продукцию или услуги узнаваемым обозначением, то следует позаботиться о регистрации

Если предприниматель зарегистрировал свой бизнес и решил выделить свою продукцию или услуги узнаваемым обозначением, то следует позаботиться о регистрации своего товарного знака.
Товарный знак (ТЗ) – это отличительное обозначение продукции. Оно позволяет производителю выделиться на рынке, а клиентам – не путать бренд с другими. Например, есть две упаковки с конфетами, на каждой напечатан товарный знак производителя. Покупатель запомнит, какие конфеты и какой марки вкуснее, и в следующий раз сможет найти их и выбрать в супермаркете.
Чтобы защитить свой брэнд от захвата его конкурентами (на память приходит случай с поглощением приморского бренда конфет «Птичье молоко»), следует официально зарегистрировать ТЗ. Исключительное право на ТЗ действует 10 лет. Его можно «продлевать» неограниченное количество раз, но только путём повторной регистрации. Регистрировать свой бренд нужно в каждой стране, где планируете вести деятельность, а использовать – постоянно. Права на него аннулируются досрочно, если ТЗ не применяется непрерывно в течение трех лет.
Каким может быть товарный знак
Словесным – просто название. Например, Facebook, Panasonic или Google.
Изобразительным – логотипы Adidas, Merсedes-Benz или Сбер.
Объёмным – оригинальная упаковка, форма товара. К примеру, традиционная бутылка Hennessy.
Комбинированным – например, слово и изображение, логотип и форма тары и т.п. В их числе товарный знак косметики для волос Wella, который состоит из схематичного рисунка женщины и названия бренда. Это наиболее надёжный тип товарного знака.
Звуковым – как музыкальная заставка радио «Маяк» (вступление песни «Подмосковные вечера»).
Обонятельным – самая редкая категория. К примеру, в Австралии спа-салон зарегистрировал в качестве ТЗ запах лимонной травы.
Что не может быть товарным знаком:
— государственные символы и знаки (флаги стран и т. п.);
— наименования международных и межправительственных организаций, их символы и знаки (например, ООН);
— общепринятые символы и обозначения (например, красный крест);
— элементы обозначения товаров, вошедшие во всеобщее употребление (оренбургский пуховый платок);
— сведения, вводящие потребителя в заблуждение (например, нельзя зарегистрировать марку «Российское агентство недвижимости», потому что потенциальные клиенты могут воспринять эту организацию как государственную);
— обозначения, схожие с уже зарегистрированными товарными знаками (нельзя назвать бренд «АлёнКа», так как уже существует «Алёнка»).
Проверка на плагиат
Чтобы в регистрации не отказали, проверьте товарный знак на сходство с другими товарными знаками до степени смешения. Сделать это можно с помощью платной базы Федерального института промышленной собственности либо других сервисов, у которых есть доступ к данным ФИПС, например, Online Patent.
Знаки проверяются по трём типам сходств:
— графическому (похож на другой визуально);
— фонетическому (похож по звучанию);
— семантическому (похож по смыслу, идее).
Что нужно для регистрации товарного знака
Для регистрации товарного знака понадобятся следующие документы:
— заявка на регистрацию;
— обозначение вашего товарного знака;
— описание обозначения в свободной форме;
— перечень товаров и услуг, для которых будете использовать товарный знак, составленный в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков.
Минимальные затраты на регистрацию составят 33 000 руб. При подаче документов в электронном виде действует 30%-я скидка на оплату госпошлин. За каждую правку или ошибку придётся отдать ещё 2800 руб. А за обжалование отказа в регистрации — 13 500 руб.
________________________________________
Как проходит регистрация
Во-первых, Роспатент проверяет, оплатили ли вы госпошлины, и проводит формальную экспертизу заявки, т. е. проверяет наличие и соответствие документов требованиям закона. Процедура длится до 1 месяца.
Во-вторых, проводится экспертиза по существу: товарный знак проверяется на сходство с уже существующими и на соответствие законодательным нормам. На это отводится до 6 месяцев.
В-третьих, если экспертиза по существу прошла успешно, вы оплачиваете госпошлину за регистрацию и выдачу свидетельства на товарный знак.
В-четвертых, после оплаты пошлины Роспатент регистрирует товарный знак, публикует сведения об этом в официальном бюллетене и выдаёт соответствующее свидетельство. На регистрацию отводится 1 месяц, и столько же — на выдачу свидетельства.
Всего процедура регистрации ТЗ занимает около 12 месяцев. В случае ошибок и нарушений сроки увеличиваются.
В любом случае при регистрации своего бренда лучше обратиться к специалистам по регистрации ТЗ. А наша команда профессионалов поможет создать бренд при помощи услуг дизайнеров и зарегистрировать ТЗ с минимальными рисками для бизнеса.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Соколов Дмитрий Сергеевич

Отвечу на ваши вопросы

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo