Санкционное давление и иные реалии последнего времени, такие как отказ иностранных банков проводить платежи из России и обратно, заставляют российских участников ВЭД искать альтернативные механизмы расчетов с зарубежными контрагентами. В связи с этим все большую популярность приобретают услуги платежных агентов — посредников, готовых от своего имени проводить платежи в интересах российских организаций за вознаграждение (агенты).
Но российские принципалы не всегда понимают, какие таможенные и налоговые последствия несут расчеты с использованием таких агентов.Вопросы включения сумм агентского вознаграждения в таможенную стоимость ввозимых товаров становятся актуальнее, постепенно оттесняя на второй план абсолютный хит прошлых лет — проблему включения в таможенную стоимость товаров роялти и дивидендов.
Таможенным законодательством предусмотрено добавление расходов за услуги агента к фактически уплаченной или подлежащей уплате цене товаров. В свою очередь, для правильного определения таможенной стоимости, учитывая позиции Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации, Коллегия ЕЭК решением от 15.07.2014 № 112 утвердила «Положение о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары».
В этом положении есть дополнительные характеристики как самого агента, так и содержания его услуг, которые можно учитывать, чтобы оценить необходимость включения вознаграждения платежного агента в таможенную стоимость. При этом до сих пор таможенные органы по-разному подходят к оценке деятельности платежных агентов при определении таможенной стоимости.
В связи с этим практически друг за другом были представлены позиции ФТС и Минфина, которые, к сожалению, не содержат унифицированного подхода. Так, таможенная служба в письме от 20.08.2024 указывает на необходимость предоставления декларантами документов, которые бы отражали сущность и содержание сделки: таможне это нужно, чтобы проследить все сопутствующие сделке обстоятельства. Вместе с тем, как следует из письма ФТС, таможенный орган при проведении таможенного контроля будет определять, в чьих интересах — покупателя или продавца — действует платежный агент и есть ли взаимосвязь агента с продавцом или с лицом, которое с ним взаимосвязано.
При этом запрос таможней документов или сведений у декларанта должен быть обоснован и содержать перечень признаков, указывающих на то, что информация, заявленная в документах на товары, должным образом не подтверждена либо может быть недостоверна. Следом свою позицию опубликовал Минфин (письмо от 01.11.2024 № 27-01-21/106988).
Помимо перечисления общих релевантных положений таможенного законодательства, министерство рассмотрело две возможные модели оказания услуг платежным агентом. В первой ситуации, когда товары приобретаются на основании контракта, а заключение договора с агентом обусловлено невозможностью перечислить оплату напрямую продавцу (или иными трудностями), Минфин пришел к выводу об отсутствии оснований для включения агентского вознаграждения в состав цены.
Во второй типичной ситуации заключение договора с агентом считается требованием продавца из-за того, что без такого соглашения товары нельзя вывезти на таможенную территорию ЕАЭС. А потому позиция изменилась — расходы платежного агента подлежат включению в цену товара. Учитывая положения таможенного законодательства и лаконичные комментарии госорганов, для принятия решения о включении или невключении вознаграждения платежного агента в таможенную стоимость нужно установить:
- от чьего имени действует посредник (агент);
- кто оплачивает услуги посредника (агента);
- какова природа агентского платежа — получает ли агент вознаграждение именно за закупку товаров.
Таким образом, для минимизации рисков надо подробно указывать в договорах и условия привлечения, и в чьих интересах действует агент. Еще надо быть готовым к запросу дополнительных подтверждающих документов, что требует от декларанта большей осмотрительности. Но это не исключает возможности применения таможней иного подхода.
В свою очередь, с налоговой точки зрения важным остается вопрос исполнения российской компанией обязанностей налогового агента при перечислении вознаграждения иностранному контрагенту. Здесь позиция налоговых органов вполне однозначна: удержание налога на доходы зарубежных организаций остается зоной ответственности российской фирмы — источника дохода и не зависит от факта расчетов с привлечением иностранного или российского посредника (письма Минфина от 06.09.2024 № 03-08-05/84831, от 12.07.2024 № 03-08-05/65259 и от 07.02.2024 № 03-08-05/9982).
Значит, эта российская организация продолжает нести риски взыскания с нее суммы налога, пени и 20%-го штрафа, если не удержит налог или сделает это по неправильной ставке. Что касается суммы агентского вознаграждения иностранному агенту за его посреднические услуги, то она российскими НДС и налогом у источника не облагается (подп. 5. п. 1 ст. 148 НК; письмо ФНС от 09.06.2023 № СД-4-3/7399@).