Ведение воинского учета в организации

23.08.2024

(обновлено 23.08.2024)

10 мин

1

Военное право

Добрый день! Настоящая статья посвящена ведению воинского учета в организациях. В ней я постарался раскрыть основные вопросы, связанные с

Добрый день! Настоящая статья посвящена ведению воинского учета в организациях. В ней я постарался раскрыть основные вопросы, связанные с ведением воинского учета сегодня.

ПЛАН:

  1. Категории граждан, подлежащих воинскому учету в организациях;
  2. Категории работодателей, обязанных вести воинский учет;
  3. Организация воинского учета;
  4. Отчетность по воинскому учету;
  5. Аутсорсинг воинского учета.

 

  1. Категории граждан, подлежащих воинскому учету в организациях

Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 25.07.2023) «Об утверждении Положения о воинском учете», воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники); б) граждане, пребывающие в запасе (далее — военнообязанные): мужского пола, пребывающие в запасе; в) уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации; г) успешно завершившие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса или в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;   д) успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса; е) не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; ё) не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет; ж) уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах; з) прошедшие альтернативную гражданскую службу; и) женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению № 1 к постановлению правительства РФ от 27.11.2006 № 719  

  1. Категории работодателей, обязанных вести воинский учет

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обороне», организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Согласно п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017), каждой организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) приобретаются (получаются) и изучаются настоящие Методические рекомендации, а также разрабатываются (ведутся):

а) приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;

б) план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;

в) картотека личных карточек формы N Т-2 и Т-2ГС(МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

г) журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;

д) расписки в приеме от граждан документов воинского учета;

е) служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

ё) другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

ж) справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Таким образом, не смотря на отсутствие прямого указания в законе, но исходя из смысла вышеизложенных норм, любая вновь созданная организация должна издать приказ об организации воинского учета граждан и разработать план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе.  

  1. Организация воинского учета

Согласно абз. 2 п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 25.07.2023) «Об утверждении Положения о воинском учете», за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций. Согласно п. 17 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017), воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, — это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций, по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.   Согласно п. 12 Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 25.07.2023) «Об утверждении Положения о воинском учете», число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм:

а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

б) 1 освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;

в) 2 освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;

г) 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.   Согласно п. 22 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017),

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению N 4 к настоящим Методическим рекомендациям. Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях. Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.   Согласно п. 31 Приказа Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета», воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма № 10 – приложение № 22 к указанной инструкции). Согласно п. 32 Приказа Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета», карточки заполняются на основании следующих документов:

а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

б) военный билет офицера запаса (военный билет; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета; справка взамен военного билета) — для военнообязанных (граждане, пребывающие в запасе).

При этом у гражданина уточняются сведения об образовании, о месте работы, должности, месте жительства или месте пребывания (на срок более трех месяцев), семейном положении, а также другие необходимые для заполнения карточки сведения.

Карточки формируются и ведутся в электронном и бумажном видах. Внесение каких-либо изменений в базу данных электронных карт, а также распечатка их допускается только работником, осуществляющим ведение воинского учета в организации. Согласно п. 33 Приказа Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета», карточка заполняется чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета четким, разборчивым почерком без помарок и неустановленных сокращений или заполняется в электронном виде и распечатывается с применением оргтехники. Записи о семейном положении, адресе места жительства (места пребывания), в том числе фактического, номере телефона производятся карандашом.  

  1. Отчетность по воинскому учету

  № Отчетность Форма Срок предоставления 1 Сведения о принятых на работу или уволенных сотрудниках Приложение № 2 к положению о воинском учете 5 дней с момента приема/увольнения 2 Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете Приложение № 10 методических рекомендаций 2 недели с момента получения запроса военкомата 3 Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете Приложение № 2 к порядку приведенному в Методических рекомендациях. 5 дней с момента возникновения изменения 4 списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста Приложение № 11 к Методическим рекомендациям

ВАЖНО! Указанное требование сохранилось только в методических рекомендациях. Ранее было включено в положение о воинском учете В сентябре (лучше до 15 числа) 5 списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году До 1 ноября 6 Списки граждан, пребывающих в запасе Приложение № 23 к инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета   7 Карточка учета организации   По согласованию с военкоматом 8 Отчет о численности работающих и забронированных гражданах, пребывающих в запасе   По согласованию с военкоматом 9 Сведения об обеспеченности   трудовыми ресурсами          руководителями, специалистами,  квалифицированными рабочими и    служащими) из числа граждан,     пребывающих в запасе, на период  мобилизации и на военное время   По согласованию с военкоматом  

  1. Аутсорсинг воинского учета

Действующее законодательство не содержит прямого запрета или прямого дозволения на осуществление аутсорсинга воинского учета. Фактически, осуществление аутсорсинга допустимо, поскольку такая практика существовала ранее и существует на сегодняшний день, однако важно иметь ввиду, что все вышеперечисленные нормативно-правовые акты прямо закрепляют ответственность должностных лиц организаций за ведение воинского учета. Ввиду того, что в ближайшем будущем будут внесены изменения в КоАП РФ, что повлечет ужесточение санкций в сфере воинского учета считаю наиболее безопасным организовать внутри компании воинский учет в той форме, которая предусмотрена законом.

Задайте вопрос всем юристам на сайте
382 юриста отвечают
35 минут среднее время ответа
76 вопросов за сутки
Иванов Кирилл Олегович Юрист в Томске Дьяков Дмитрий Геннадьевич Юрист в Москве Мартыненко Михаил Владимирович Юрист в Хабаровске Славнов Дмитрий Валерьевич Юрист в Москве Бударагин Александр Александрович Юрист в Нижнем Новгороде
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo