Уважаемый читатель, этот насущный вопрос я решила осветить в своей статье, поскольку в своей практике я неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда один из раздельно проживающих родителей, будь то мать или отец, с которым проживает ребенок, в силу межличностного конфликта чинит препятствия второму родителю в общении с несовершеннолетними детьми, при этом, давая негативную характеристику отдельно проживающему родителю, обвиняя его во всех бедах.
Для такой категории дел характерно обязательное проведение психолого-педагогической экспертизы, при проведении которой часто выявляются ужасающие последствия негативного влияния межличностного конфликта и личной взаимной неприязни родителей на ребенка.
Рассмотрим самый распространенный вариант: Соглашением родителей, либо решением суда (либо без таковых) проживание ребенка определено с матерью. Не вдаваясь в причины распада семьи, обсудим последствие наличия личной неприязни матери к отцу ребенка, основанной на каких-либо личных обидах. При этом, отец ребенка — не худший вариант (в полном понимании этого слова), однако мать препятствует общению отца с ребенком.
Вместе с тем, мать не задумывается о том, что фигура отца важна для выстраивания конструктивных отношений в паре «мать-ребенок». В семье с гармоничными взаимоотношениями на определенном этапе развития ребенка (обычно после года) отец помогает ему максимально безболезненно «отделиться» от матери и выработать им оптимальную дистанцию. Именно отец является своеобразным «проводником» ребенка во внешний мир, благодаря которому ребенок чувствует себя безопасно. Отец приучает ребенка адекватно воспринимать социальную иерархичность (подчиненность и подотчетность). Он дает ему понять, что значит авторитет, знакомит с такими социальными инструментами, как одобрение и порицание (или наказание). Связано это с тем, что, в отличие от матери, которая любит ребенка просто за то, что он «есть», отец обычно предъявляет к ребенку определенные требования, которым тот должен соответствовать.
Нужно отметить, что в России немало семей, где в воспитании ребенка эту роль отца примеряет на себя мать — она лишает малыша «безусловной» любви и начинает предъявлять к нему определенные требования. В этом случае в семье обязательно должен быть кто-то, кто берет на себя традиционную материнскую роль. Ребенок обязательно должен чувствовать, что он ценен сам по себе, безотносительно к своим достижениям, иначе это чревато серьезными психологическими расстройствами. Важна роль отца в таком аспекте воспитания ребенка, как его половая самоидентификация. Мальчики, глядя на отца, формируют определенную поведенческую модель, которой впоследствии (в идеале) и будут придерживаться. Девочкам общение с папой помогает идентифицировать себя в качестве женщин. Причем соответствие реальных качеств отца бытующим в социуме представлениям о мужественности не является важным: намного более значима близость отца с детьми (вспомните недавний фильм «Батя» с Вдовиченковым, там хорошо раскрыт этот момент).
В чем же проявляется негативное влияние? И как это отразится на ребенке в будущем?
«Синдром отчуждения» родителя чреват для ребенка отложенными последствиями, которые проявятся во взрослом возрасте. Среди них можно назвать: депрессии, фобии, потерю идентичности, неспособность опираться на свои чувства как ориентир в жизни, низкую самооценку, неспособность выстраивать партнерские отношения, суициды. Также выросшие дети сами становятся объектом отчуждения со стороны своих уже партнеров, т.е. их отчуждают от их собственных детей. Бывает и наоборот.
Такие люди сами становятся отчуждателями и калечат уже своих детей, мешают их мамы или папы через политику психологического уничтожения. Кроме того, описываемое состояние подростка схоже по своим проявлениям с переживанием им психологической травмы, связанной с фактом развода родителей. Мальчик, отец которого покинул семью до того, как ему исполнилось пять лет, впоследствии оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. Если мальчик ведет себя, опираясь на готовую модель отцовского поведения, то в результате его поведение и психика становятся более стабильными.Показатели проявления «синдрома отчуждения» у ребенка по отношению к фигуре отчуждаемого родителя:
- Ребенок абсолютно обесценивает одного из родителей, отвергает его, высказывает ругательства в его адрес, своим поведением демонстрирует полное неповиновение, неуважение и нелюбовь к нему.
- Ребенок приводит «доказательства» своему гневу и враждебности к родителю, имеющие неубедительный, несерьезный, зачастую абсурдный характер. Наделяет негативным смыслом все действия и высказывания родителя.
- Ребенок абсолютно убежден в истинности своих слов и действий по отношению к отчуждаемому родителю. Он переполнен чувством ненависти к нему и демонстрирует преданность и любовь по отношению к 1 родителю, с которым проживает.
- Ребенок непроизвольно цитирует родителя, инициатора отчуждения, произносит фразы из лексикона этого родителя, значения которых не понимает, ярко и правдоподобно изображает ситуации, участником которых он не мог быть, часто совершенно абсурдные, т.е. фантазирует и лжет.
- Ребенок не испытывает чувства вины за жестокость по отношению к отвергаемому родителю, не проявляет к нему сопереживания.
- Ребенок чувствует потребность защищать, во что бы то ни стало, родителя, который является инициатором отчуждения.
- Ребенок убежден, что негативную точку зрения относительно одного из родителей он сформировал самостоятельно, независимо от воздействия родителя, с которым проживает.
Индивидуально-психологические особенности родителя (с которым проживает ребенок) включают в себя набор симптомов, которые программируются на то, чтобы отвергнуть или бояться одного из родственников. Кроме того, выявленные особенности не следует понимать как дуализм между плохим и хорошим родителем, поскольку в большинстве случаев именно один родитель является инициатором агрессий, несмотря на то, что роли зачастую меняются, и родитель, который сначала был жертвой, также может перейти к порождению отчуждения. Таким образом, возникает круг одновременного отчуждения, который может продолжать существование даже после того, как у ребенка появится синдром отчуждения от родителей.
Юристы по Семейным делам
Исходя из всего вышесказанного, мы приходим к выводам о том, что отец в семье играет важную роль именно как папа, а не просто человек, обеспечивающий материальный комфорт. Играть со своим ребёнком, разговаривать, обсуждать последние события в мире или просто соседскую машину — важные и не единственные возможности у мужчины-отца воспитать гармоничную, психологически цельную личность. Нарушение данного общения приведет к резкому ухудшению состояния ребенка, нарушает его интересы, приводит к искажению «картины мира» подростка.
Согласно положениям статьи 61 Семейного Кодекса Российской Федерации, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Установление в судебном порядке графика общения, не означает что отец может общаться с ребёнком только по таким дням-этот график означает лишь, что именно в эти дни мать не может отказать отцу в общении с ребенком.
Вместе с тем, стоить помнить, что неисполнение решения суда может повлечь негативные последствия для родителя, с которым проживает ребенок, в частичности это обстоятельство может явиться основанием для привлечения к административной ответственности и/или основанием для определения местожительства ребенка со вторым родителем, право которого было нарушено.
Помните: Какими бы ни были Ваши отношения, Ваш ребенок не является тому виной и он не должен быть способом манипуляции.