Как правильно защитить свои нарушенные права?
Для начала, давайте разберемся как нарушают Ваши права. Например, Вы взяли кредит, купили страховку или положили деньги в банк, но результаты не радуют. Платежи по кредиту оказались выше обещанных, страховку не выплачивают, вместо вклада вам навязали другой продукт… Разбираемся, как и кто поможет защитить Ваши права и в какой ситуации куда нужно обращаться.
1.Обращение в саму организацию. Информация о месте нахождения офиса есть либо в самом договоре, либо на сайте компании. Официальный почтовый или электронный адрес так же надо уточнить на сайте ФНС из выписки ЕГРЮЛ, которая содержит все актуальные данные на момент запроса. На этот адрес и отправьте претензию. У некоторых организаций на сайтах и в мобильных приложениях есть специальные формы для обращений — можно воспользоваться ими.
Еще один вариант — прийти в офис компании и подать жалобу лично. В таком случае нужно составить претензию в двух экземплярах, попросить сотрудника организации проставить на одном из них отметку о приеме заявления и оставить его себе.
Иногда жалобы в саму организацию оказывается достаточно, чтобы решить проблему — к примеру, когда дело в случайной ошибке или недобросовестности отдельного сотрудника. Но даже если ситуация сложнее и вы не надеетесь уладить ее напрямую, не пропускайте этот этап.
2.В уполномоченные органы. Возможно обратиться за защитой нарушенных прав так же в государственные инстанции, у каждого из них своя специализация. По закону, если вы отправите жалобу не в тот госогран, он перешлет ваше обращение, но это только затянет процесс. Чтобы не терять времени зря, нужно четко понимать, куда в каких ситуациях обращаться.
Так, например, права клиентов финансовых организаций защищают Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор), Банк России, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная служба судебных приставов (ФССП) и другие ведомства.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – защищает нарушение «закона о рекламе». Обращение можно направить через форму обратной связи на сайте ведомства или через портал «Госуслуги». Также ФАС принимает жалобы на спам-рассылки и звонки рекламного характера.
Если финансовая организация допустила утечку ваших личных сведений или шлет рекламу, хотя вы не разрешали ей использовать ваши контакты, она нарушает закон «О персональных данных». В таких случаях нужно обращаться в Роскомнадзор. Жалобу можно направить через форму на сайте ведомства или через портал «Госуслуги».
Если навязали лишние услуги или продали не то, что нужно, то нарушено требование Закона о защите прав потребителей, согласно которому любая компания обязана предоставлять клиенту полную и достоверную информацию о своих продуктах и услугах, чтобы человек мог сделать правильный выбор.
Если вам навязали непонятные услуги или ненужные Вам сервисы и отказываются вернуть за них деньги, требуют комиссию за услуги, которые должны оказывать бесплатно — Вы вправе жаловаться в Роспотребнадзор. Он проведет проверку и, если выявит нарушения, может оштрафовать компанию. Обращение проще всего направить через форму на сайте Роспотребнадзора.
К жалобе приложите подтверждение, что вас намеренно ввели в заблуждение — например, аудиозапись разговора с консультантом.
Но!!! Необходимо не упускать один момент — если все условия были указаны в договоре, который вы подписали, и нет доказательств, что на словах вам обещали совсем другое, призвать компанию к ответу будет трудно. Поэтому нужно всегда предельно внимательно изучать все бумаги. Не спешите ставить подпись не глядя — лучше забрать документы домой и прочитать их в спокойной обстановке. Не упускайте свое право изучить все документы. Никто не обязан подписывать бумаги сразу на месте.
Денежные споры клиентов с финансовыми организациями надо направить для рассмотрения финансовому омбудсмену. К нему стоит обращаться, например, если страховщик занизил размер возмещения, микрофинансовая организация списала с вашей карты комиссию за услуги, которые должны быть бесплатными. Или банк повысил тарифы, хотя вы не давали согласия на новые условия обслуживания.
Прежде чем обращаться к омбудсмену, нужно отправить претензию самой компании и подождать ответа. И если она откажется выполнять ваши требования или вообще не отреагирует в течение 30 дней, вы имеете право жаловаться финансовому уполномоченному.
Омбудсмен может потребовать от финансовой организации вернуть деньги клиенту, и компании обязаны исполнять его предписания как решения суда.
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов органами и организациями. Туда можно обратиться с жалобой, если Ваши права нарушены федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Однако обращение в органы Прокуратуры не исключает обращение в суд.
3.Судебный порядок. Исковое заявление нужно лично отнести в канцелярию суда (выбор подсудности зависит от категории спора). Можно иск отправить по почте заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении. Также можно подать иск в электронном виде через системы «Мой арбитр» или ГАС «Правосудие». Для этого у вас должна быть подтвержденная учетная запись на портале «Госуслуги».
При подаче заявления нужно будет оплатить госпошлину — на сайте каждого суда есть калькулятор для ее расчета. Там же вы найдете реквизиты для оплаты. Эти расходы вы можете включить в свой иск. Если суд встанет на вашу сторону, их вам тоже возместит проигравшая сторона спора.
Совет! Судебный порядок рассмотрения споров основан на доказывании каждой стороной своей позиции. Собирайте доказательства до процесса.
Грамотно составить исковое заявление без помощи юриста бывает непросто. Если вы решите обратиться за юридической помощью, тщательно выбирайте специалистов, чтобы не нарваться на мошенников.