Проблемы осуществления проектно-изыскательских работ с правовой точки зрения

02.07.2023

(обновлено 02.07.2023)

8 мин

4

Юридические заметки

Поскольку осуществление проектно-изыскательских работ будет рассмотрена с позиции юриста, то логично начать с определения договора подряда на проектно-изыскательские работы.

Поскольку осуществление проектно-изыскательских работ будет рассмотрена с позиции юриста, то логично начать с определения договора подряда на проектно-изыскательские работы. В соответствии со ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. Суть содержания данного договора, как, впрочем, и любого иного, составляют права и обязанности сторон, и именно в обязанностях сторон, а точнее в их ненадлежащем или полом не волнении и кроются основные проблемы осуществления проектно-изыскательских работ.

Рассмотрим обязанности сторон и сразу же, без лишних слов укажем на некоторые проблемы.
В соответствии со ст. 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором:

  • уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ — на практике встречаются случаи, когда в договоре между генеральным подрядчиком и субподрядчиком содержится условие о праве генерального подрядчика осуществить оплату работ субподрядчика после получения денежных средств от заказчика;
  • оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре – на практике в большинстве случаев конкретные формы такого содействия в договоре не предусмотрены, а в случае если же они по счастливой для подрядчика случайности там и появляются, то реализация заказчиком такого содействия требует от подрядчика не дюжих усилий;
  • участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления – проблемы здесь аналогичны проблемам содействия заказчика в выполнении ПИР;
  • возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика – проблема исходных данных является одной из основных проблем ПИР. В большинстве случаев сбор исходных данных осуществляется подрядчиком после заключения договора. При таких обстоятельствах нередки случаи возникновения у подрядчика дополнительных расходов;
  • привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ – покажем проблему через государственную экспертизу – разработка подрядчиком части проектной документации или выполнения части инженерных изысканий. На экспертизу поступает вся документация. Нередки случаи получения отрицательного заключения по вине исполнителя смежного раздела. В данном случае актуальным является разграничение ответственности исполнителей каждого конкретного раздела технической документации.

Теперь перейдем к подрядчику. Согласно ст. 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

  • выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором – в большинстве случаев задание составлено не точно, что является причиной большинства споров при осуществлении ПИР;
  • согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком — с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления – неточное задание, недостаточные исходные данные, а также позиция большинства заказчиков по вопросу содействия подрядчику в выполнении работ, как не трудно догадаться, не способствует согласованию технической документации как с самим заказчиком, так и тем более с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.

К сожалению, указанными проблемами подряд на осуществление проектно-изыскательских работ не ограничивается. Для данного вида подрядного договор характерно также:

  • сложная структура договорных отношений между исполнителями работ – заказчик – генподрядчик – субподрядчик …….;
  • соединение в одном договоре элементов разных договоров;
  • наличие технических заданий, смет, календарных графиков как элементов, усложняющих конструкцию договора.

Все это приводит к возникновению противоречий в обязательствах сторон, что усложняет само выполнение проектно-изыскательских работ.

Задайте вопрос всем юристам на сайте
378 юристов отвечают
21 минута среднее время ответа
82 вопроса за сутки
Малюк Андрей Григорьевич Юрист в Ростов-на-Дону Иванов Кирилл Олегович Юрист в Томске Пушкарева Елена Анатольевна Юрист в Нижнем Новгороде Пронягин Артем Сергеевич Юрист в Владивостоке Фазлеева Айгюль Фирдусовна Адвокат в Уфе
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

А что с государственными закупками?
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ) при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), последние должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 2 ст. 47 и п. 4 ст. 48, п. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, а также по подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в большинстве случаев должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий или архитектурно-строительного проектирования.

Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования
Какие проблемы в осуществлении проектно-изыскательских работ в связи с вышеуказанным можно привести:

  • проблема соответствия уровней ответственности ВВ или ОДО стоимости выполняемых работ. Так, уровень ответственности участника закупки в соответствующем компенсационном фонде (КФ ВВ и КФ ОДО) не может быть меньше, чем предложение участника закупки о цене гражданско-правового договора. Указанное больше актуально для уровня ответственности ОДО, поскольку он должен соответствовать не стоимости отдельно взятого гражданско-правового договора, а совокупной стоимости всех выполняемых гражданско-правовых договоров, заключенных конкурентным способом;
  • проблема соответствия уровня ВВ уровню ОДО. Так, системное толкование ст. 55.8 и 55.16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку, подавая ценовое предложение участник планирует осуществить работы по указанной цене;
  • проблема соответствия квалификации работников подрядчика квалификационным требованиям, предъявляемым к ним в связи с участием подрядчика в той либо иной саморегулируемой организации, поскольку их несоответствие является основанием для приостановления членства или исключения из саморегулируемой организации;
  • проблемы ограничения конкуренции и недобросовестной конкуренции, а именно необоснованные требования в закупочной документации к участникам закупки, ограничивающие конкуренцию или действия иных участников закупки, приводящие к недобросовестной конкуренции.

Отдельно следует указать о влиянии проблем, указанных в разделе договорного права на отношения в связи с выполнением проектно-изыскательских работ в рамках государственного заказа, поскольку государственный контракт практически невозможно изменить в плане его стоимости и сроков исполнения после его заключения, а нарушение его сроков выполнения неминуемо приводит к вопросу о внесении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, что, в случае внесения подрядчика в указанный реестр, приводит к существенному ограничению ведения хозяйственной деятельности, поскольку ограничивает участие в закупках как само лицо, внесенное в реестр, так и иные лица в числе участников или единоличных исполнительных органов которых имеются участники и лицо осуществляющее функции единоличного исполнительного органа лица, внесенного в реестр недобросовестных поставщиков.

Не стоит забывать и про налоги!
Еще раз надо упомянуть о проблеме соответствия квалификации работников подрядчика квалификационным требованиям, предъявляемым к ним в связи с участием подрядчика в той либо иной саморегулируемой организации, но уже в аспекте налогового права.
Так, возможность учета налоговых вычетов или принятия расходов обусловливается наличием реального осуществления хозяйственных операций. Налоговый орган вправе отказать в предоставлении вычетов или принятии расходов в случае, если факт реального совершения хозяйственных операций не подтвержден надлежащими документами либо выявлена недобросовестность налогоплательщика, допущенная при совершении указанных операций. Кроме того, пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 53 определено, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

При этом согласно судебной практики (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021 N 15АП-7214/2021 по делу N А53-24584/2020, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018 N 15АП-269/2018 по делу N А53-14916/2017) организация, которая для получения допуска представляет в саморегулируемую организацию заведомо недостоверные сведения о своих работниках, не может быть расценена как добросовестный контрагент, а соответственно ее контрагенты не вправе рассчитывать на учета налоговых вычетов или принятия расходов.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo