Принципы организационно-функциональные, т.е. определяющие устройство судов и процесс одновременно.
Выделяют следующие организационно функциональные принципы:
- Принцип осуществления правосудия только судом.
Данный принцип имеет конституционное закрепление и провозглашается в ч. 1 ст. 118 Конституции, в которой записано: «Правосудие в РФ осуществляется только судом».
В гражданском процессе этот принцип проявляется в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права, занимаютособое место. Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что:
а) когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом, например по трудовым спорам после КТС решения по заявлению заинтересованного лица принимает суд;
б) на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
в) юрисдикция общих судов имеет преимущество перед арбитражной и, наконец, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).
- Независимость судей и подчинение их только закону.
В ст. 120 Конституции России в ст. 1 Закона о статусе судей и подчинение их только Конституции РФ и Федеральному закону. Всякая подотчетность судей кому бы то ни было — не допускается. Принципы независимости судей и подчинение их только закону является краеугольным, без него немыслимо истинное правосудие. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность. Закон гарантирует судьям их несменяемость и неприкосновенность, а также устанавливает гарантии независимости для присяжных заседателей. Независимость судей проявляется во внутрисудебных отношениях судей с другими участниками процесса, во взаимоотношениях суда со всеми другими органами власти и управления, предприятиями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
В законе о Статусе судей четко закреплены юридические гарантии независимости судей и подчинения их только закону:
- Предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, т.е. его процессуальная форма.
- Запрет под угрозой ответственности чьего — либо вмешательства в судебную деятельность.
- Несменяемость судей и установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи только по основаниям, указанным в законе.
- Право судьи на отставку, т.е. почетное оставление должности.
- Неприкосновенность судьи, членов его семьи и их имущества.
- Наличие системы органов судейского общества, решающих важные вопросы правового положения судей и всемирно способствующих их независимости.
- Предоставление судье за счет Федерального бюджета материального и социального обеспечения соответственно его высокому статусу. Эти гарантии распространяются на всех судей РФ и не могут быть отменены или снижены нормативными актами России либо республик в ее составе.
(этого нет в методичке) 2) Принцип назначаемости судей на должность.
В настоящее время судьи не избираются, а назначаются на должность.
Существуют два пути назначения судей на должность: одни судьи назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ, другие — Президентом РФ.
Независимо от того, в каком порядке происходит назначение на должность судьи, ни одно лицо не может быть представлено к назначению без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ назначается на должность Председатель Верховного Суда РФ.
По представлению Президента, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ на должность также заместителей Председателя Верховного Суда РФи других судей Верховного Суда РФ.
Председатели, заместители председателей и судьи судов субъектов РФ, судьи районных и приравненных к ним судов назначаются на должность Президентом по представлению Председателя Верховного Суда с учетом мнения квалификационной коллегии судей и законодательных (представительных) органов соответствующих субъектов РФ.
Полномочия судей не ограничены каким-либо сроком (ст. 11 Закона РФФедерации «О статусе судей в РФ» и ст. 14 ФКЗ «судебной системе РФ»). Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.
(3 принципа нет в методичке)
3) Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении гражданских дел.
Дела в суде первой инстанции рассматриваются судьями либо единолично, либо коллегиально. При единоличном рассмотрении судья действует от имени суда.
3) Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом
Равенство участников гражданского оборота перед законом и судом это элемент правового статуса граждан и организаций в обществе. Этот принцип по своей правовой природе происходит из провозглашаемых в гражданском праве основных начал гражданского законодательства, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).
Равенство граждан перед законом и судом не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Равенство в процессуальных правах организаций не зависит от места нахождения организации, юридического статуса, подчиненности, географических факторов и иных обстоятельств.
4) Принцип государственного языка.
Судопроизводство по гражданским делам ведется на русском языке — государственном языке РФ. Судопроизводство в судах, расположенных на территории субъекта РФ, может вестись, наряду с русским языком, на языке республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. В военных судах судопроизводство ведется на русском языке.
Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения и показания, выступать в суде и заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке, которым они владеют, а также безвозмездно пользоваться услугами переводчика.
Судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, в переводе на родной язык или на язык, которым они владеют.
5) Принцип гласности
Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места.
Из принципа гласности допускаются исключения. Существуют ограничения гласности гражданского процесса двух видов: 1) ограничения, предусмотренные законом и не допускающие усмотрения судей или других лиц, участвующих в деле, по вопросу проведения закрытого судебного заседания; 2) ограничения, предусмотренные в законе, допускающие возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лиц, участвующих в деле, представителей либо по инициативе суда.
Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.