Импорт товаров в Россию связан с необходимостью правильного определения таможенной стоимости, которая является основой для расчета размера таможенных платежей. Базовая логика ее расчёта такова: за основу берётся цена сделки и к ней прибавляются затраты, которые покупатель понёс до того, как груз пересёк границу ЕАЭС. Речь идёт о перевозке, складировании, страховании, лицензионных выплатах и прочих подобных расходах.
При таможенном оформлении данная стоимость рассчитывается импортером самостоятельно и указывается в декларации, то есть ее определение носит заявительный характер.
При этом, таможенный орган, если у него имеются подозрения относительно достоверности заявленной стоимости, вправе провести проверку в порядке статьи 325 ТК ЕАЭС, в рамках которой декларанту направляется запрос о предоставлении дополнительных документов и пояснений. Если ответ декларанта таможню не устроит, стоимость корректируется с использованием альтернативных методов. Чаще всего применяется третий метод — сопоставление с ценами по аналогичным внешнеторговым сделкам. Этот метод дает возможность таможне выбрать удобный ценовой источник и значительно увеличить стоимость товара, а вместе с ней — и сумму платежей к доплате.
Проблема в том, что даже грамотные и опытные участники ВЭД не застрахованы от ошибок. В том числе, это происходит из-за нестабильности судебной практики. Показательный пример: с 2012 года подходы судов к вопросу подтверждения таможенной стоимости менялись несколько раз, хотя законодательство оставалось почти неизменным. С учетом этого, анализ выносимых судебных решений является жизненной необходимостью. Но у декларантов в связи с загруженностью и текучкой просто не хватает ресурсов на постоянный анализ судебных актов, в отличие от профильных юристов и адвокатов.
Только постоянный мониторинг принимаемых судебных актов даёт возможность вовремя замечать новые тренды по подобной категории споров.
Если обобщить арбитражную практику по Дальневосточному региону, можно выделить несколько моментов, имеющих важное значение в спорах по таможенной стоимости.
1. Отсутствие документов, бесспорно подтверждающих факт оплаты товара.
Сегодня это, пожалуй, наиболее распространенная причина для внесения изменений в ДТ. И самое неприятное: если факт оплаты не подтвержден, как правило, суды встают на сторону таможни. Поэтому, к данному вопросу стоит относиться предельно внимательно.
Типичные ошибки, которые могут повлечь за собой принятие решения о корректировке стоимости:
- в платёжке в поле «назначение платежа» указан только контракт без привязки к конкретной партии;
- не представлены инвойс или спецификация, по которым шла оплата;
- один платёж закрывает несколько инвойсов, а в таможню передали не все из них;
- суммы в инвойсе и спецификации не совпадают с суммами в платёжных документах.
- при осуществлении платежа через платежного агента не доказано, что оплата произведена именно за товар по спорной поставке.
2. Экспортная декларация.
Как правило, поставка товара по международному контракту осуществляется на условиях, возлагающих на поставщика обязанность осуществить таможенную очистку. Следовательно, именно поставщик осуществляет таможенное оформление товара в стране вывоза и располагает экспортной декларацией. При таких обстоятельствах, покупатель имеет возможность получить этот документ только одним путём — запросить у контрагента. Если продавец экспортную декларацию не даёт, покупателю больше взять ее негде. Кроме того, покупатель, не участвуя в таможенном оформлении в стране вывоза, не может повлиять на ее содержание.
Верховный суд РФ в Постановлении от 26.11.2019 No19 разъяснил: сам факт непредоставления документов, которые подтверждают таможенную стоимость, не является основанием для корректировки, если у декларанта не было реальной возможности их получить и он дал соответствующие пояснения в ходе дополнительной проверки. Логика проста: если не было объективной возможности представить экспортную декларацию, и пояснения по этому поводу в таможню направлены, то отсутствие этого документа само по себе не может служить поводом для корректировки.
Раньше практика была на стороне декларанта. Если имелась переписка с поставщиком, из которой следовало, что покупателю отказано в предоставлении экспортной декларации, суды считали, что объективная возможность ее предоставить у покупателя отсутствовала и наказывать его за это нельзя. Сейчас ситуация изменилась, и, как правило, отсутствие экспортной декларации суды воспринимают как самостоятельное и достаточное основание для корректировки. Вне зависимости от того, была ли у декларанта реальная возможность её получить или нет.
3. Прайс-лист от продавца или производителя.
Если контракт не заключался путем присоединения к публичной оферте, прайс-лист, по сути, юридической силы не имеет и не может ни подтвердить таможенную стоимость, ни ее опровергнуть. Если в прайсе одна цифра, а в контракте другая, это может лишь означать, что покупатель добился скидки — за счёт объёма, длительного сотрудничества или иных условий. Поэтому декларанты часто либо не предоставляют прайс-лист вовсе, либо не следят за его содержимым.
По поводу прайс-листа практика неоднозначная – имеются решения, где сделан вывод, что отсутствие этого документа свидетельствует о законности корректировки, но гораздо чаще отсутствие прайс-листа суды не принимают в качестве законного основания для отказа в принятии таможенной стоимости, заявленной декларантом. Несмотря на это, гораздо предпочтительней прайс-лист все же предоставлять. Желательно, чтоб он был адресован неопределенному кругу получателей, имел срок действия и не имел разночтений с ценами, указанными в инвойсе и иных коммерческих документах.
4. Ненаправление ответа на запрос таможни.
Тут всё предельно ясно: если ответ по таможенному запросу не представлен — решение о корректировке является законным, что прямо следует из статьи 325 ТК ЕАЭС. Подход судов к этому вопросу абсолютно однозначный и последовательный.
5. Неподтверждение дополнительных начислений.
Чаще всего к стоимости товара прибавляют расходы на доставку до территории ЕАЭС. Отсутствие документов, подтверждающих их размер, само по себя является достаточным основанием для корректировки.
6. Ошибки при оформлении документов.
Если суд решит, что предмет поставки не согласован — например, спецификацию подписала только одна сторона или в коммерческих документах нет полной информации о товаре, он может заключить, что предмет договора купли-продажи не определён. А значит, документы не подтверждают факт заключения сделки и, как следствие, размер таможенной стоимости.
В целом, факторов, влияющих на вопрос подтверждения стоимости ввозимого товара, гораздо больше, и заранее предугадать все возможные риски невозможно. Поэтому привлечение профильного юриста к процессу таможенного оформления является разумным и правильным шагом, который значительно повысит шансы на отстаивание заявленной таможенной стоимости в дальнейшем.