Аннотация: В данной статье рассматривается проблема определения понятия системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел по месту службы. Автором проанализированы ранее нормативно установленные дефиниции «системы профессиональной подготовки в процессе служебной деятельности» и ее понимание различными специалистами. Он предлагает свое авторское определение системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: Система профессиональной подготовки, служебная деятельность, понятие.
Chursin Oleg,
An adjunct of faculty training of the teaching and research staff of the Moscow University MIA of Russia of a name V.Y. Kikot’
About the definition of system of professional service and physical training of law enforcement officers
Annotation: This article explores the problem of the definition system of professional training employees of internal affairs on-site service. The author analyzes the previously legal established definitions of «system of training in the service activity» and its understanding different specialists. He proposes his author»s definition of system of professional service and physical training of law enforcement officers of the Russian Federation.
Keywords: system of professional training, service activity, definition.
Нормативные акты, не имеющие точного и однозначного объяснения используемых юридических понятий, утрачивают сущность своего содержания.
Напротив, включение в текст ведомственных нормативных актов дефиниций основных определений, раскрывающих последующее их содержание, стало приобретать большую значимость в служебной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включение нормативных определений в первую очередь объяснимо стремлением разработчиков нормативно-правовых актов не допустить ошибочность толкования положений норм в их правоприменительной практике. Вместе с этим установление основных понятий, в большей степени способствует уяснению всего нормативного акта, лежащего в основе организации и механизма регулирования профессиональной подготовки в процессе профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, очевидно, что формирование терминологической базы, направленное на обеспечение нормативного единообразия, имеет сегодня первостепенное значение.
Для полного понимания определения «системы профессиональной подготовки в процессе служебной деятельности» целесообразно проанализировать такие понятия как сама «система профессиональной подготовки» и «служебная (профессиональная) деятельность». Обратив внимание на термин «система профессиональной подготовки в процессе служебной деятельности» можно заметить, что между такими явлениями как «служебная (профессиональная) деятельность» и «профессиональная подготовка» наличествует взаимосвязь. В этой ситуации автор посчитал целесообразным уточнить используемое определение «профессиональная деятельность», что даст возможность избежать неоднозначности его понимания.
Один из специалистов в области психологии труда, доктор психологических наук Е. А. Климов считает, что профессиональная деятельность — это всего лишь, труд человека 1, но при этом не дает более развернутого и точного пояснения.
Другой ученый в области психологии профессиональной деятельности профессор Г.В. Суходольский под профессиональной деятельностью подразумевает сложную деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо и имеющий нормативно установленный характер 2.
Ученый-административист А.А. Кобозев, анализируя правовые нормы, регулирующие трудовые и прохождения службы государственными и муниципальными служащими правоотношения, по мнению автора, дает наиболее точное определение дефиниции «служебная (профессиональная) деятельность». Ученый считает, что «служебная (профессиональная) деятельность — это определенная профессия индивида, т.е. конкретная форма его трудовой либо профессиональной служебной деятельности, требующая специальных теоретических знаний и практических навыков и являющаяся чаще всего пожизненным занятием человека, за которое он получает заработную плату (денежное содержание)»3.
В вышеупомянутом определении, на взгляд автора, имеются признаки «служебной (профессиональной) деятельности».
- Во-первых, это долгосрочная деятельность человека (субъекта деятельности).
- Во-вторых, материальная выгода от этой деятельности, т.е. получение каких-либо материальных благ по результатам затраченного умственного либо физического труда.
- В-третьих, обязательное наличие у человека каких-либо профессиональных знаний, умений и навыков.
Прежде чем приступить к детальному анализу определения «системы профессиональной подготовки» автор считает целесообразным более подробно рассмотреть значение родового понятия «система» к видовому «система профессиональной подготовки».
Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство 4.
В настоящее время имеется, по меньшей мере, несколько десятков разных интерпретаций понятия «система», используемых в зависимости от сферы жизнедеятельности человека. Так, например, австрийский ученый Л. Фон Берталанфи считал, что «система» — это комплекс взаимодействующих компонентов 5.
В свою очередь Ф. И. Перегудов дал иную интерпретацию понятия определения «система». Он считал, что система — это множество взаимосвязанных элементов, обособленных от среды и взаимодействующих с ней, как целое 6.
Предложенное Ф. И. Перегудовым понятие «системы» автор считает наиболее оптимальным в данном контексте для дальнейшего анализа системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Далее для правильного понимания видовой дефиниции «система профессиональной подготовки» просмотрим точки зрения следующих ученых. Так, по мнению А.И. Ботова, «система профессиональной подготовки» представляет собой совокупность систематизированных теоретических знаний и прикладных навыков и умений, позволяющих решать научные и практические задачи по профилю и специализации подготовки»7.
А.Н. Лейбович вообще рассматривает «систему профессиональной подготовки» в широком и узком значениях. В широком смысле он понимает под «системой профессиональной подготовки организацию обучения профессиональных кадров, различные формы получения профессионального образования»8, а в узком — «ускоренную форму приобретения профессиональных навыков»9.
Кандидат юридических наук Л.А. Гурьева считает, что «система профессиональной подготовки – это сеть лицензированных государственных и негосударственных учебных заведений, реализующих профессионально-образовательные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала всех уровней и звеньев, научно-исследовательских и методических организаций и учреждений, а также органов, координирующих их работу»10.
Также в литературе имеет место такое определение системы профессиональной подготовки, как «система формирования у работников профессиональной направленности, знаний и навыков, умений и профессиональной готовности к самостоятельному исполнению трудовых функций»11.
Доктор юридических наук А.А. Кобозев дает иное, отличающееся от выше перечисленных интерпретаций определение. По его мнению, «система профессиональной подготовки является определенной социально-правовой категорией, которая представляет собой обусловленную потребностям государства многоуровневую систему многопрофильного непрерывного обучения граждан, осуществляемого как в образовательных и научно-исследовательских учреждениях различного типа и вида, так и непосредственно по месту службы (работы)»12.
Автор считает не неубедительными точки зрения ученых, потому, что они не в полной мере освещают все элементы системы профессиональной подготовки, которые отличаются друг от друга организационной структурой и целями. Целиком и полностью можно поддержать позицию А.А. Кобозева по предложенной редакции понятия «системы профессиональной подготовки.
В настоящее время в законодательных актах и специальной литературе отсутствует однозначное понятие системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Ранее в специализированных ведомственных нормативных актах давались определения понятия, упомянутой выше системы подготовки. Как следовало из всех этих нормативных актов, под понятием системы профессиональной служебной и физической подготовки в широком смысле подразумевалось обучение сотрудников в процессе оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.
В этой связи, перед тем, как приступить к детальному анализу определения понятия системы профессиональной служебной и физической подготовках, необходимо рассмотреть ее целевую направленность.
Обратим внимание, что само наименование рассматриваемой системы подготовки кадров свидетельствует о двух ее элементах – профессиональной служебной и физической подготовки. Более того, в соответствии с действующим Порядком организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации 13, профессиональная служебная подготовка включает в себя служебную, правовую и огневую подготовку 14. Исходя из чего, можно сделать вывод о неоднородности целей и задач профессиональной подготовки кадров по месту службы.
В 1991 году нормативным актом, закрепившим понятие профессиональной подготовки в процессе повседневной практической деятельности сотрудников органов внутренних дел, стало Наставление по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РСФСР, утвержденное Приказом МВД РСФСР № 110 от 10 июля 1991 года. На том этапе этот вид подготовки кадров ОВД именовался «система служебной и боевой подготовки».
В определении «системы служебной и боевой подготовки» разработчики вышеуказанного нормативного акта пытались раскрыть такие составляющие компоненты как организационная сущность и цель подобного направления подготовки, которая в свою очередь понималась как система мероприятий, включающая в плановом порядке постоянное изучение необходимых учебных предметов работниками органов внутренних дел в ходе повседневной практической деятельности в целях успешного выполнения оперативно-служебных, производственных задач и функциональных обязанностей 15.
В последующих нормативных актах, пришедших на смену выше упомянутому, была предпринята попытка усовершенствовать и в то же время упростить определение системы подготовки кадров в процессе оперативно-служебной деятельности.
Так, в Приказе МВД России от 08 октября 2002 года № 965 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел», понятие было закреплено в следующей редакции: «система служебно-боевой подготовки представляет собой вид обучения в процессе оперативно-служебной деятельности, которая предусматривает систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля их оперативно-служебной деятельности»16.
Далее в наставлении по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД России от 28 октября 2006 года № 860 понятие системы подготовки в процессе оперативно-служебной деятельности изменений не претерпело.
В дальнейшем в наставлении по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД России от 29 июня 2009 года № 490, вышеуказанная дефиниция незначительно трансформировалась и стала представлять собой: «обучение в процессе оперативно-служебной деятельности, которая предусматривает систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников в их повседневной служебной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций»17.
Действующий порядок, закрепленный в Приказе МВД России от 03 июля 2012 года № 66318, существенно изменил указанную выше редакцию данного понятия, определения системы подготовки кадров в процессе оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время это определение акцентирует внимание на форме и целях профессиональной подготовки и представляет собой систему обучения, осуществляемую по месту службы сотрудников в целях совершенствования их профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Исходя из вышесказанного, автор полагает необходимым сравнить профессиональную подготовку по месту службы с другими системами подготовок, такими как: морально-психологическая 19, подготовка резерва для замещения должностей руководителей (начальников)20 и обучение по образовательным программам среднего, высшего и послевузовского профессионального образования 21 (по очной форме обучения).
По сути, перечисленные системы подготовок реализуются также, как и система профессиональной подготовки по месту службы, то есть без отрыва от службы. В частности, курсанты, слушатели и адъюнкты, проходя подготовку по образовательным программам, занимают штатные должности в специализированных учебных учреждениях системы МВД России, несут службу во внутренних нарядах и в нарядах по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, следовательно, местом службы указанной категории сотрудников являются ведомственные образовательные учреждения. Таким образом, эта система подготовки обучаемых по образовательным программам по очной форме обучения также, как и анализируемая система подготовки профессиональной служебной и физической подготовки осуществляется в процессе служебной деятельности.
В свою очередь морально-психологическая подготовка по организационным формам и методам в целом осуществляется идентично системе профессиональной служебной и физической подготовки и, так же как и в предыдущем случае, без отрыва от службы. Отличаются они лишь преследуемыми целями.
Также автор считает необходимым детально разобрать другой наиболее значимый элемент системы профессиональной служебной и физической подготовки, который определяет ее главную цель. В действующем определении установлено, что профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется с целью совершенствования профессиональных знаний и навыков сотрудников, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Тем не менее, такой элемент системы подготовки кадров, как повышение квалификации, также имеет ту же ничем не отличающуюся главную цель, т.е. совершенствование профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел.
Подтверждение заявленной мысли мы находим в «Типовом положении о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства»22, где нормативно установлено, что повышением квалификации является любое обучение, направленное на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков какого-либо конкретного типа деятельности 23.
Также, в свою очередь А.А. Кобозев считает, что «система профессиональной подготовки в процессе оперативно-служебной деятельности – это специфическая составляющая единой системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, которая преследует цель поддержания и повышения профессионального мастерства личного состава органов внутренних дел и охватывает весь период службы»24.
В результате проведенного анализа, автор считает обоснованным сделать вывод о том, что существующая редакция понятия системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел и авторское определение, разработанное А.А. Кобозевым, не отражают в полном объеме различия между другими системами подготовок.
А именно, по форме и целям трудно определиться, являются ли выше описываемые виды подготовок сотрудников органов внутренних дел самостоятельными, или же они относятся к тому или иному виду подготовок.
Тем не менее, полностью отказаться от цели, преследуемой системой подготовки по месту службы, то есть совершенствование профессиональных навыков и умений сотрудников органов внутренних дел, нельзя. Безусловно, эта цель имеет место, однако не является главной. Например, в случае, когда необходимо изучить положения вновь принятых нормативных актов, сотрудникам вменяют в обязанность это сделать в рамках системы профессиональной служебной и физической подготовки. На взгляд автора, главной целью должно быть, прежде всего, признано поддержание соответствующего профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел, а второстепенной — совершенствование вышеуказанных знаний, навыков и умений.
Автор считает, что, если действующее определение является по своей сути неполным и неточным, поскольку должным образом не отражает действительных целей и организационных форм, то есть все основания сделать следующий вывод: на сегодняшний день имеет смысл иначе сформулировать действующее в данный момент понятие системы профессиональной служебной и физической подготовки. При этом автор предлагает следующее определение понятия вышеуказанной системы: система профессиональной служебной и физической подготовки является одним из видов общей системы подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел и представляет собой целенаправленную, то есть организованную по месту службы сотрудников систему мероприятий для постоянного поддержания и совершенствования профессиональных качеств, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля их оперативно-служебной деятельности.