Введение
В настоящее время система государственных органов власти является крайне обширной и включает в себя множество органов. Практически все эти органы относятся к одной из трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Однако существуют органы, которые не входят ни в одну из представленных ветвей, но при том занимают достаточно важное значение в системе государственных органов. Одним из таких органов государственной власти Российской Федерации является прокуратура Российской Федерации.
В связи с тем, что органы прокуратуры взаимодействуют с другими органами государственной власти, возникает вопрос относительно того, какое же место она занимает по отношению к ним. Обращаясь к истории данного института можно заметить, что в разное время, прокуратура имела разные полномочия и функции, но, несмотря на это, она продолжала оставаться органом, который стоял на защите государственного строя России, а также прав и свобод граждан.
Тем самым, актуальность данной работы обосновывается тем, что органы прокуратуры и их место в системе государственных органов Российской Федерации, является не определенным в должной степени, что свидетельствует о необходимости изучения данной проблемы.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, складывающиеся при деятельности прокуратуры в системе органов государственной власти.
Предмет курсовой работы – основные положения организации прокуратуры Российской Федерации, ее система, место в системе других органов государства и взаимоотношения между ними. Целью данной работы является: определить роль прокуратуры в российской конституционной системе власти.
Для достижения поставленной цели в данной работе были выявлены и определены следующие задачи:
- определить понятие, принципы и функции прокуратуры Российской Федерации;
- опираясь на мнение различных правоведов рассмотреть роль прокуратуры в системе органов государственной власти.
При подготовке курсовой работы в качестве методов использовались: исследовательский, функциональный, поисковый, систематизация информации, статистико-правовой и некоторые другие.
Структура курсовой работы состоит из введения, заключения, двух глав и заключения.
Глава 1. Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации Для полного понимая правового статуса прокуратуры Российской Федерации, стоит обратиться к тексту Конституции Российской Федерации. Согласно Основному закон Российской Федерации, а именно статье 129: «прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации» 1.
Помимо Конституции Российской Федерации организация и порядок деятельности прокуратуры РФ, а также полномочия прокуроров определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В данном нормативно-правовом акте закреплены основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Среди данных принципов можно выделить следующие основные принципы: принцип единства прокурорской системы; принцип централизации; принцип независимости, принцип гласности и принцип законности. Закрепление данных принципов законодательным способом определяет их правовую основу и подчеркивает обязанность соблюдения каждым прокурором и прокурорским работником.
Принцип единства заключается в том, что все прокуратуры, которые действуют на территории России, вне зависимости от того территориальная это прокуратура или специальная, составляют единую систему. Поэтому, на основе этого, создание иных органов прокуратуры, которые не входят в данную систему, не допускается. Каждый прокурор действует от имени Российской Федерации в целом как единой федеральной системы. Акты всех прокуроров имеют одинаковую юридическую силу. 1 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с изм. и доп. от 21 июля 2014, № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31, ст. 4398.
Суть принципа централизации состоит в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, который, в свою очередь, возглавляет всю систему органов прокуратуры России. Генеральный прокурор назначает на должность всех прокуроров. В субъектах Российской Федерации назначение прокуроров происходит по согласованию с органами власти этих субъектов. Независимо от порядка назначения все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором. За исключением случаев, предусмотренных законом, вышестоящий прокурор может единолично отменить акт нижестоящего прокурора.
Согласно принципу независимости все решения и действия прокурор осуществляет только на основе закона, независимо от каких-либо федеральных органов или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме случаев, предусмотренных законодательством России, прокуроры не обязаны предоставлять по существу материалы, которые находятся в их производстве материалы. Основной гарантией независимости прокуроров то, что им запрещено быть членами общественных объединений, кроме тех, которые не преследуют политические цели, а также принимать участие в их деятельности.
Органы прокуратуры действуют гласно – это еще один из основных принципов. Они информируют федеральные органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о состоянии законности и правопорядка на всей территории Российской Федерации. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и отчет о проделанной работе по их укреплению. Проводятся различные мероприятия, направленные на взаимосвязь органов прокуратуры с населением с помощью средств массовой информации.
Самым немаловажным в деятельности прокуратуры является обеспечение верховенства закона на всей территории Российской Федерации – в этом смысл принципа законности. В связи с этим, деятельность органов прокуратуры направлена на то, чтобы все федеральные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица, а также граждане и их объединения неуклонно соблюдали законы Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты.
При реализации данного принципа каждое действие прокурора должно быть основано на законе, совершаться в строго определенной в законе форме, и ни в коем случае не нарушать права граждан Российской Федерации 2.
Конституция РФ не предусматривает перечня функций органов прокуратуры. Однако они прямо вытекают из тех целей и задач, определяемых Конституцией РФ, которые государство ставит перед органами прокуратуры, поскольку через реализацию конкретных функций выполняются задачи и достигаются цели, стоящие перед этим надзорным органом.
Наиболее четко цели прокуратуры определены в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Пункт 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются:
- обеспечение верховенства закона;
- обеспечение единства и укрепления законности;
- обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
2 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2003. С. 421. - обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства 3.
Нетрудно заметить, что все перечисленные цели обусловлены соответствующими нормами Конституции РФ.
Современный российский прокурор — многофункциональный объект. Подход к понятию и функционированию прокуратуры на современном этапе развития российской государственности должен определяться видением прокуратуры как органа государственного надзора за верховенством права страны. Это социальная ценность прокуратуры как института в соответствии с государственным законодательством, необходимый элемент системы гарантий для нормального функционирования государственной власти.
В п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. С учетом изложенного следует сделать вывод о том, что основной функцией прокуратуры, с помощью которой реализуется правозащитный потенциал этого конституционного института, является надзорная функция, реализуемая в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ».
В то же время, как уже упоминалось, прокуратура также выполняет другие уставные функции в областях, в которых полномочия прокурора не являются надзорными. К ним относятся: участие в судебном рассмотрении дел (уголовных, гражданских и арбитражных); уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью; Участие в законодательной деятельности.
3 См.: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.) от 17 января 1992 г. № 2202-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
В области судопроизводства прокурор принимает участие во всех видах судопроизводства и во всех судебных разбирательствах. Закон описывает задачу представления решений, постановлений, решений и решений судов, которые нарушают закон. В этом случае, однако, прокурор не контролирует законность судов или законность их решений. Это в любом случае содержится в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» в ст. 35, которая касается только участия прокурора в судебном рассмотрении дел и ничего не говорит о надзоре.
Выделение уголовного преследования в отдельную функцию прокуратуры сегодня вряд ли оправдано. В соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» из полномочий прокурора исключено право возбуждения уголовного дела, дачи согласия следователю на его возбуждение, право принятия дела к своему производству и т. д. 4
Таким образом, в ходе нашего исследования выявлено, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Нами также были рассмотрены основные принципы организации и деятельности органов прокуратуры, а также функции, которые основываются на целях и зачах деятельности органов прокуратуры. Все это позволяет рассматривать прокуратуру как один из значимых органов государственной власти в Российской Федерации.
4 См.: Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1, ст. 46.
Глава 2. Место прокуратуры Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти и взаимодействие с ними Прежде чем рассматривать взаимодействие прокуратуры со всеми тремя ветвями власти, стоит обратить внимание на такую точку зрения, согласно которой прокуратура Российской Федерации выступает в качестве независимого органа, а не в рамках конституционного разделения властей. Прокуратура является особым элементом системы сдержек и противовесов, которая обеспечивает слаженную работу органов власти.
Прокуратура Российской Федерации является своеобразным механизмом, с помощью которого осуществляется контроль реализации полномочий органов государственной власти путем осуществления надзора за исполнением нормативно-правовых актов 5.
В условиях современного общества прокуратура при осуществлении своей деятельности выступает как самостоятельный орган государственной власти, устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, вне зависимости от того, от кого они исходят 6.
Среди ученых широко распространено мнение о существовании так называемой независимой судебной системы. По их мнению, прокуратура является формой государственной власти, осуществляемой в форме контроля со стороны государственного прокурора за соблюдением Конституции Российской Федерации и применением действующих в Российской Федерации законов, а также за процессуальными действиями. преступник. На данный момент прокуратура Российской Федерации является неотъемлемым элементом
5 См.: Дегтярева Н.Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ: автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2000. С. 162. 6 См.: Валуйский В.Н. О некоторых проблемах прокурорского надзора в условиях правовой реформы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Право. 1996. Вып. 1. С. 117 – 128.
системы государственной власти, без которой сложно представить нормальное функционирование государственного аппарата 7.
Подчинение прокуратуры какой-либо из ветвей власти приведет к усилению механизма реализации этой власти, что в свою очередь, приведет к разрушению системы сдержек и противовесов и усилению опасности нарушения законов.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что органы прокуратуры являются независимым государственным органом, который осуществляет надзор за выполнением законодательных актов. Он обеспечивает нормальное функционирование государственного аппарата и является его неотъемлемой частью.
Вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти является одним из самых актуальных за многие годы. В то же время дискуссия все еще не приходит к своему логическому завершению и каждый год приобретает новый смысл.
В юридической литературе по этому вопросу сложилось несколько точек зрения. Первое суждение среди ученых заключается в том, что прокуратура относится к судебной власти. Так, В.Б. Алексеев и К.Е. Колибаб полагают, что понятие судебной власти не ограничивается органами, осуществляющими правосудие, а включает и иные ее формы, такие, как прокуратура8. По их мнению, прокурорский надзор лишь дублирует судебный контроль, который является наиболее эффективным контрольным институтом в этой сфере. Данное суждения представляется сомнительным, потому что согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ осуществление правосудия является исключительной компетенцией судов. Прокуратура в судебную систему не входит и
7 См.: Мельников Н.В. Прокурорская власть // Государство и право. 2002. № 2. С. 237. 8 См.: Алексеев В.Б., Колибаб К.Е. Процессуальный статус прокуратуры и судебная власть // Организация управления в органах прокуратуры: сборник статей. М., 1998. С. 95. деятельность по отправлению правосудия не осуществляет. Таким образом, относить прокуратуру к судебной власти вряд ли возможно.
Второе суждение по поводу конституционно-правого статуса прокуратуры РФ является то, что прокуратура относится к исполнительной ветви власти. Г. Чуглазов пишет: «Любой орган должен обязательно вписываться в ту или иную ветвь власти, и, если прокуратура не относится к законодательной и судебной ветвям власти, она является составной частью исполнительной власти и должна влиться в Министерство юстиции» 9.
По мнению И.М. Байкина, российской прокуратуре в большей мере свойственны функции исполнительной ветви власти: «органы государственной власти, не вошедшие в число субъектов, осуществляющих законодательную и судебную деятельность, могут быть отнесены к органам, исполняющим законы» 10.
Данное мнения представляется сомнительным, поскольку Генеральный прокурор не включён в состав Правительства Российской Федерации (высшего органа исполнительной власти), также сама прокуратура не наделена статусом одного из органов исполнительной власти – министерства, службы или агентства.
Третья позиция сводится к тому, что прокуратура относится к законодательной ветви власти. Такого мнения придерживается определенный круг ученых, который утверждает, что прокуратура должна быть включена в структуру органов законодательной власти, поскольку верховная законодательная власть после принятия законов не может, как и не должна, оставаться безучастной к их исполнению.
9 Цит. по: Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. 2003. № 2. С. 31. 10 Цит. по: Байкин И.М. Взаимоотношения прокуратуры и судебной власти в системе разделения властей России // Российский судья. 2008. № 7. С. 7.
С точки зрения В.И. Валуйского, хотя «прокуратура не принимает законов и иных общеобязательных актов, ее все же правильнее отнести к составной части законодательной власти. Органы законодательной власти, обладая функцией контроля над реализацией принимаемых законов, могут делать и делают это только, как правило, эпизодически, через свои комитеты и комиссии, которые, кстати, не издают законов. Вместе с тем нормальное законотворчество и претворение законов в жизнь… невозможны без постоянного и независимого надзора за исполнением законодательства. С учетом конкретной ситуации в России это в состоянии реально осуществить прокуратура, и она это делает как составная часть законодательной власти» 11.
Принимая во внимание мнение некоторых правоведов, стоит отметить, что по их мнению общий надзор может осуществлять только законодатель 12. По сравнению с контролем за исполнением законов, который является обязанностью исполнительной власти, этот контроль является высшим, поскольку его субъектом является исполнение законов всеми исполнительными органами, включая местные государственные органы, организации и должностных лиц. Основным видом высшего контроля правоохранительных органов является судебный контроль.
Такая точка зрения, конечно, имеет право на существование, однако вряд ли целиком правильна, так как предназначением законодательной власти является законотворческий процесс. В соответствии ст. 104 Конституции РФ ни Прокуратура РФ, ни Генеральный прокурор РФ не наделены правом законодательной инициативы. Однако статья 9 ФЗ «О прокуратуре РФ» отчасти компенсирует отсутствие такого права. Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования 11 Цит. по: Валуйский В.Н. О некоторых проблемах прокурорского надзора в условиях правовой реформы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Право. 1996. С. 122. 12 См.: Каплин, М. Н. Прокурорский надзор : метод. указания / М. Н. Каплин; Яросл. гос. ун- т им. П. Г. Демидова. Ярославль : ЯрГУ, 2014. С. 72. действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Единственное предназначение органов прокуратуры — надзор за точным и единообразным исполнением законов. Функции прокуратуры в этом плане очень близки функциям президента. Некоторые правоведы полагают, что прокуратура должна стать важной и необходимой опорой президентской власти, что особенно необходимо в создавшихся условиях нестабильных правовых отношений в обществе. Например, по мнению Кулагина «в предмет деятельности прокуратуры должен войти постоянный и системный надзор за исполнением законов и указов Президента, имеющих силу закона и особо важное значение в проведении реформ и обеспечение правопорядка» 13.
А.И. Алексеев находит, что прокуратура должна быть включена в систему президентской власти с установлением подотчетности и подконтрольности Генерального прокурора Президенту РФ. При этом кандидатура на должность Генерального прокурора должна рекомендоваться Президенту Советом Федерации. Назначение Генерального прокурора и освобождение его от должности до истечения сроков полномочий в случаях, предусмотренных федеральным законом, должно производиться Президентом страны 14.
Однако для реализации этой идеи, в первую очередь необходимо внести изменения в ст. 10 Конституции РФ, что является затруднительным, поскольку перечень ветвей власти, указанных в ст. 10 Конституции является закрытым.
13 Цит. по: Кулагин П. Прокуратура должна стать органом президентской власти» // Законность, 2001. № 1. С. 22. 14 См.: Алексеев А.И. Прокуратура как институт государственной власти // Законность. 2002. № 2. С. 95.
Также Глава 4 Конституции Российской Федерации также напрямую не включает органы прокуратуры в институт президентства.
Таким образом, органы российской прокуратуры не могут относиться ни к одной из традиционно выделяемых и законодательно оформленных в Конституции России ветвей единой государственной власти.
По мнению Н.Н. Дегтяревой, несмотря на то, что в Конституции прокуратуре посвящена статья 129, относящаяся к главе 7 — «Судебная власть и прокуратура», прокуратура ни к одной из ветвей власти не относится, действуя в интересах властей, взаимодействуя с ними. Подтверждение этому можно найти в том, что прокуратура не отправляет правосудия: прокурор выступает как самостоятельная сторона в процессе; в организационном плане прокуратура не входит в систему судов или органов юстиции; а прокуроры не подчинены и не подотчетны этим органам. Прокуратура — инструмент, механизм контроля над реализацией полномочий (предписаний) всех ветвей государственной власти путем надзора за точным исполнением законодательных актов. Прокуратура — это, прежде всего институт, порожденный объективными потребностями общества. Основная ее особенность состоит в том, что она является прокуратурой смешанного (надзорно-обвинительного) типа, выполняет функции как надзора за исполнением законов, так и уголовного преследования 15.
Заслуживает внимания мнения ученых, которые утверждают о выделение прокурорской власти в качестве самостоятельной ветви власти. Например, С.А. Денисов пишет, что «мировая практика развития системы контроля за
15 См.: Дегтярева Н.Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ: автореф. … дисс. канд. юрид. наук. М., 2000. С. 16 государственным аппаратом пошла по пути выделения четвёртой, самостоятельной ветви государственной власти – власти контрольной»16.
С точки зрения Р.Р. Вахитовой, в современных условиях прокуратура осуществляет свою деятельность наряду с другими ветвями власти, т.е. выступает в качестве самостоятельного органа государственной власти, выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов», устанавливает и принимает меры для устранения любых нарушений законов, независимо от того, какую природу они имеют 17. Прокурорская власть — вид государственной власти, осуществляемой в формах прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующего на территории РФ законов, а также уголовного преследования».
Однако в настоящее время нет оснований говорить о существовании независимой контрольной власти в современной России. Законодательная, исполнительная и судебная ветви государственной власти, функционирующие независимо друг от друга, одновременно осуществляют взаимный контроль, который является одним из элементов системы сдержек и противовесов и направлен на предотвращение превышения полномочий другой ветви власти. Для этого они имеют собственные формы и методы контроля (парламентский, судебный контроль, президентское вето и т.д.) Любой же нейтральный контроль, не исходящий от какой-либо из трех ветвей власти и претендующий на роль самостоятельной, четвертой ветви государственной власти, противоречил бы самому принципу разделения властей 18.
Таким образом, в юридической литературе споры о роли и месте российской прокуратуры в системе российской государственности не 16 Цит. по: Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Государство и право, 2002. № 3. С. 9. 17 См.: Вахитова Р.Р. Прокуратура в механизме государства: историко-правовое исследование: дисс. … канд. юрид. наук. Казань. 2003. С. 122. 18 См.: Шобухин В.Ю. К вопросу о конституционно-правовом регулировании статуса Российской Прокуратуры // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2015. № 4. С.75. прекращаются и не теряют своей актуальности. Это связано с тем, что Конституция Российской Федерации оставила открытым вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти. Федеральный закон о прокуратуре не восполняет этот пробел, несмотря на прямое указание Конституции Российской Федерации о том, что полномочия, организация и порядок работы прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Поэтому современная конституционная модель прокуратуры не дает полного и ясного ответа на рассмотренные нами теоретические вопросы, которые имеют практическое значение, поскольку подразумевает не только место прокуратуры в системе государственных органов власти, но также место и роль системы прокурорского контроля и баланса между ветвями власти. Поэтому нами были рассмотрены различные мнения правоведов в этой области, что говорит о многогранности и неоднозначности места прокуратуры в системе органов государственной власти.
Заключение Таким образом, уместно еще раз вернуться к статье 129 Конституции Российской Федерации, согласно которой «прокуратура Российской Федерации создает единую централизованную систему с подчинением прокуроров ранга ниже высшего и Генеральному прокурору Российской Федерации». Элементами, которые составляют основополагающие принципы организации и деятельности прокуратуры, являются принципы, лежащие в их основе: единство, централизация, независимость, прозрачность и верховенство права.
В целях обеспечения правопорядка, единства и укрепления правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также защищаемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации выполняет функции, закрепленные в федеральном законе. Прокуратура Российской Федерации имеет специфическую организационную структуру.
При подробном и основательном анализе принципов организации и деятельности, а также функций прокуратуры, можно сделать вывод, что важным для прокуратуры является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и органами контроля.
Существуют различные точки зрения на возможность отнесения прокуратуры к любой из ветвей власти, закрепленных конституционно. Но, следует заметить, что подчинение прокуратуры какой-либо из ветвей власти приведет к усилению механизма реализации этой власти, а как следствие – разрушение системы сдержек и противовесов и усиление опасности нарушения законов.
Отсюда можно сделать вывод, что прокуратура Российской Федерации представляет собой необходимый и надежно работающий государственный орган системы обеспечения разделения и взаимодействия властей.
Список использованной литературы и источников Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря1993 (с изм. и доп. от 21.07.2014, № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31, ст. 4398. 2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.) от 17 января 1992 г. № 2202-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 366. 3. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1, ст. 46. Учебная и справочная литература 4. Алексеев В.Б., Колибаб К.Е. Процессуальный статус прокуратуры и судебная власть // Организация управления в органах прокуратуры: сборник статей. М., 1998. С. 95. 5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2003. С. 421. 6. Валуйский В.Н. О некоторых проблемах прокурорского надзора в условиях правовой реформы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Право. 1996. Вып. 1. С. 117 – 128. 7. Валуйский В.Н. О некоторых проблемах прокурорского надзора в условиях правовой реформы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Право. 1996. С. 122. 8. Дегтярева Н.Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ: автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2000. С. 162. 9. Мельников Н.В. Прокурорская власть // Государство и право. 2002. № 2. С. 237.
21
10. Каплин, М. Н. Прокурорский надзор : метод. указания / М. Н. Каплин; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль : ЯрГУ, 2014. С. 72. Статьи в научных журналах и сборниках 11. Алексеев А.И. Прокуратура как институт государственной власти // Законность. 2002. № 2. С. 95. 12. Байкин И.М. Взаимоотношения прокуратуры и судебной власти в системе разделения властей России // Российский судья. 2008. № 7. С. 7. 13. Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Государство и право, 2002. № 3. С. 9. 14. Кулагин П. Прокуратура должна стать органом президентской власти» // Законность, 2001. № 1. С. 22. 15. Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. 2003. № 2. С. 31. 16. Шобухин В.Ю. К вопросу о конституционно-правовом регулировании статуса Российской Прокуратуры // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2015. № 4. С.75. Диссертации и авторефераты и диссертаций 17. Вахитова Р.Р. Прокуратура в механизме государства: историко- правовое исследование: дисс. … канд. юрид. наук. Казань. 2003. С. 122. 18. Дегтярева Н.Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ: автореф. … дисс. канд. юрид. наук. М., 2000. С. 16.