По разным причинам ситуации складываются таким образом, что человек плативший кредитные обязательства в срок начинает совершать просрочку, после чего начинаются не желанные звонки, контакты с кредиторами и коллекторами.
С чем я сталкиваюсь на протяжении уже 12 лет, так о незнании закона со стороны граждан, а от незнания своих прав и возникают ситуации, что их желают нарушить.
А много ли тех, кто попал в трудную финансовую ситуацию и в один момент из многолетнего добросовестного клиента кредитной организации превратился в ее должника? А из них кто знает о своих правах?
Навряд ли, поэтому давайте разбираться вместе.
— Какие нарушения прав заёмщиков чаще всего возникают?
Основное нарушение происходит в телефонных звонках.
Основное нарушение это количество звонков в день и время его осуществления
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016г. №230-ФЗ, число осуществляемых звонков должнику не должно превышать одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Звуковые или печатные сообщения, смс, уведомления и письма разрешено направлять не более двух раз в день, четырех — в неделю и шестнадцати — в месяц.
Любые контакты от слова ВООБЩЕ с должником для кредиторов и коллекторов запрещены с 22:00 до 08:00 в будние дни, с 20:00 до 09:00 в выходные и праздники.
Что касается личных встреч, то они не запрещены, но ограничены не чаще одного раза в неделю.
— Есть ли отличие звонка,состоялся ли он, должник бросил трубку и пропущенного вызова?
Сама попытка дозвониться на номер телефона должника с превышением частоты, указанной в Законе №230-ФЗ, уже может рассматриваться как сознательно допущенное кредитором или коллектором нарушение. Поэтому не имеет значения, сколько по времени длился разговор, хоть пять секунд, это уже засчитывается за один звонок.
— Что разрешено и запрещено законом в общении с должником?
Разумеется, помимо количественного ограничения звонков, законодательством так же предусмотрен такой критерий как содержание диалога, взаимодействия с должником.
Категорически запрещено вводить в заблуждение должника, оказывать психологическое воздействие, запугивать и угрожать. В любом случае сколько вы задолжали кредитору десять тысяч рублей или миллион, разговор обязательно должен быть корректным. В разговоре вам могут озвучить информацию о вашей задолженности, предложить вам способы оплаты долга, рассказать о вариантах решения проблемы и их последствиях, которые могут наступить в соответствии с законом.
Все перечисленные и определенные законом ограничения предусмотрены для взаимодействия как с должником, так и с третьими лицами по вопросу просроченной задолженности. Надо помнить: чтобы взаимодействовать с последними, кредитор или коллектор сначала должен получить согласие на это и у должника, и у самого третьего лица.
Что касается согласие должника на взаимодействие с третьими лицами, да такое согласие оформляются при заключении договора кредитования или займа. Но есть молоденький нюанс, по Закону оформленные до момента возникновения просроченной задолженности согласия являются ничтожными и никаких правовых последствий для клиента и третьих лиц не несут. Именно поэтому, они не наделяют кредитора или коллектора правом на взаимодействие с третьим лицом.
— Как доказать нарушения прав граждан-должников коллекторами?
Никому не секрет, что кредиторы и коллекторы регулярно нарушают количество осуществляемых звонков и содержимое телефонного разговора, выходя за установленные законом рамки. Как доказать спросите вы, довольно просто, например предоставить детализацию с вашего номера телефона, а вот доказать наличие факта оказания на вас психологического давления, некорректного общения или угроз, немного труднее., но возможно. Современные смартфоны позволяют вести запись телефонных разговоров без дополнительного оборудования. Важно лишь записывать аудиозаписи всех входящих звонков с неизвестных номеров. И не бояться брать инициативу в свои руки, задавать вопросы с самого начала разговора, кто позвонил, ФИО и должность звонящего, от какой организации, по какому вопросу и так далее. А дальше предоставить имеющуюся информацию в контролирующий орган — Федеральную службу судебных приставов, правоохранительные органы.
По результатам рассмотрения виновное лицо привлекут к ответственности, возможно назначат ему наказание. Но звонки вам однозначно прекратятся или будут значительно реже, а диалог с вами станет намного приятнее и деликатнее.
Что нужно делать, если испытали на себе давление кредиторов или коллекторов, нарушения ваших прав?
Если не справляетесь сами не бойтесь обратиться к специалисту, где юрист вам обязательно поможет, подскажет возможные пути решения и возьмет на себя всю грязную работу, вплоть до общения с кредитором или коллектором.
Если данная, статья была полезной или интересной, то ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал.
Для консультаций, обращайтесь на Консультацию онлайн, доверьте свои вопросы профессиональному юристу!
Делитесь своим опытом, пишите свою позицию по данной теме в комментариях