В октябре 2022 года ко мне обратился клиент с необычной просьбой. Просил «что-нибудь» сделать с бесконечными оскорблениями в его адрес в сети интернет, в частности в чатах мессенджера Viber.
Нужно отметить что клиент является председателем СНТ и это не просто СНТ, а одно из самых больших СНТ в городе по своей территории и представляющее из себя скорее небольшой городок . Клиент отметил, что не бвл против того чтобы его деятельность подвергалась критике, общественному обсуждению, особенно членами и садоводами СНТ, однако он отметил, что в последнее время обсуждения в чатах переросли в банальные оскорбления личности как человека, а не как должностного лица. Я попросил его представить частично переписку и скриншоты тех сообщений, которые он считает оскорбительными и прочащими его честь достоинство. Когда он и показал скриншоты- я был удивлен тому, насколько люди свободно и безнаказанно чувствуют себя в интернете прикрываясь свободой слова.
В тот же день мы выбрали пожалуй самое оскорбительное и ошеломляющее сообщение в одном из чатов где подвергался оскорблению клиент и сразу же поехали для фиксации данных записей из чата к нотариусу. Нужно отметить, что нотариус сработала очень оперативно и буквально в течении часа изготовила протокол осмотра доказательств. После этого, буквально на следующий день было подано исковое заявление на обидчика о защите чести и достоинства. Отдам должное суду который в два судебных заседания рассмотрел спор и вынес решение в нашу пользу. Сегодня состоялось рассмотрение апелляционной жалобы ответчика в суде апелляционной инстанции, по результатам рассмотрения жалобы ответчика было вынесено решение «в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в полном объеме решение суда первой инстанции оставить без изменения» и признать сведения опубликованные в чате порочащими честь и достоинство, обязании в течение 5 дней с момента вступления в законную силу суда опубликовать опровергающие ответчика сведения и взыскании компенсации морального вреда. Нужно отметить, что я как юрист очень редко участвую в такой категории дел, так как в основном все дела такой категории имеют какой — то личный характер носит скорее оттенок тлеющей обиды. Однако данный случай меня затронул тем, что клиент он не хотел мести, а хотел пресечь общий поток оскорблений.
На первичной консультации клиент сразу же сказал что целью подачи данного иска является пресечение попыток оскорблений в его адрес и обидчика он будет выбирать в случайном порядке, также указал что не будет подавать иски на всех подряд кто его оскорблял и что рассматриваемый спор должен послужить для остальных сигналом.
Естественно сейчас мы работаем над тем чтобы во всех чатах где были жаркие обсуждения опубликовали резолютивную часть решения суда, чтобы показать всем, что свобода слова заканчивается ровно там где начинаются права и законные интересы другого лица.
Мне понравилась позиция моего клиента о том что о попросил чисто символическую сумму компенсации морального вреда, мне понравилось что он не стал пытаться подавать иски на всех подряд. Мне было приятно работать с таким принципиальным человеком с холодным расчетом, а не чувством мести.
Ссылка на решение суда.