Давно это было. Приходит клиент к нам с проблемой- поставили по договору комиссии железнодорожный состав ГСМ старательским артелям и леспромхоза в Амурской области. Покупатели в тайге растворились, а поставщик взыскивает с нас- жалуется клиент.
Смотрим договор: ответственность комиссионера определяется делькредере- записано в нём.
Зачем это подписал?, спрашиваем. Отвечает горемычный- слово красивое, а что означает- не знаю.
Объясняем: делькредере- это принятие комиссионером на себя ответственности за неоплату товара покупателем. То есть именно клиент должен заплатить за состав ГСМ, а не покупатели. Делать нечего-идём в суд. Требуем от истца документы на отгрузку- отправлял то ГСМ истец покупателям, а не клиенту. Суд откладывает дело на месяц. Тем временем проводим собрание участников ответчика. На нем выясняется — сделка совершена без согласия участников общества, которое никогда поставками ГСМ не занималось. Один из участников обращается в суд- просит признать сделку недействительной.
Тем временем в отложенное дело истец приносит отгрузочные документы и письма клиента- кому грузить и сколько цистерн. На одну цистерну письма нет. Истец просит суд истребовать это письмо у нас. Суд истребует и откладывает дело. Этого времени достаточно, чтобы в суде договор был признан недействительным, как крупная сделка без согласия собрания. Первое дело приостанавливается до вступления в силу решения по второму.
Вторая инстанция подтвердила нашу правоту. Договор недействительный Соответственно, суд отказывает истцу в первом деле. Прощай делькредере!
Идём в суд с новым иском и взыскиваем с поставщика комиссию как неосновательное обогащение.
Кстати, потерянное письмо на одну цистерну так и не нашлось. Хотел истец за лишнюю цистерну денежки прикарманить. Нехорошо это!
А с артелей и леспромхозов получить долг удалось поставщику лишь частично. Такие были времена.