В эпоху санкций против российского бизнеса и граждан, многие компании столкнулись с отсутствием справедливого и беспристрастного судебного разбирательства в случае, когда спор подлежит рассмотрению в суде на территории иностранного государства. Федеральным законом от 08.06.2020 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введенными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза» в АПК РФ внесены поправки, расширяющие исключительную компетенцию российских арбитражных судов – статьи 248.1 и 248.2.
Согласно положениям ст. 248.1 АПК РФ к исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации относятся дела:
1) по спорам с участием лиц, в отношении которых применяются меры ограничительного характера иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза;
2) по спорам одного российского или иностранного лица с другим российским или иностранным лицом, если основанием для таких споров являются ограничительные меры, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.
В силу части 1 ст. 248.2 АПК РФ лицо, в отношении которого инициировано разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, по спорам, указанным в статье 248.1 настоящего Кодекса, или при наличии доказательств того, что такое разбирательство будет инициировано, вправе обратиться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту своего нахождения или месту жительства с заявлением о запрете инициировать или продолжать такое разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, в порядке, установленном настоящей статьей. Арбитражный суд на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения по требованию заявителя вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с лица, в отношении которого вынесен запрет инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, на случай неисполнения им судебного акта.
Из пояснительной записки к проекту Федерального закона № 171-ФЗ следует, что цель принятия данных поправок заключалась в установлении гарантий обеспечения прав и законных интересов лиц, в отношении которых иностранными государствами были введены ограничительные меры, защите прав указанных лиц на полноценное судебное разбирательство, поскольку подобные меры фактически лишают их возможности защищать свои права в судах иностранных государств или третейских судах, находящихся за пределами Российской Федерации.
В научном подходе приведено мнение, что исключительная компетенция арбитражных судов по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера, имеет экстраординарный характер, и главным назначением антиисковых запретов является не разграничение юрисдикции по разрешению споров с иностранными судами, а предоставление права на защиту от антироссийских санкций и противодействие иностранному экономическому принуждению.
Применение антиисковых запретов возможно только по спорам, перечисленным в ст. 248.1 АПК РФ, и не распространяется на остальные дела, которые относятся к компетенции российских судов. При наличии антиискового запрета, если сторона по спору с субъектом санкций все равно начинает или продолжает судебный процесс на территории иностранного государства, то в дальнейшем решение иностранного суда не будет подлежать исполнению на территории России. Таким образом, антиисковые поправки направлены на создание самостоятельного вида защитной компетенции, имеющей специальную антисанкционную направленность.