Одним из распространенных видов исков, связанных с ДТП, помимо установления виновности и взыскания страхового возмещения, являются иски о взыскании с виновника ущерба без учета износа (разницы между полученным страховым возмещением и реальной стоимостью ущерба). Подача таких исков возможна ввиду следующего:
1) руководствуясь принципом полного возмещения ущерба потерпевший вправе требовать от причинителя вреда всей суммы ущерба;
2) страховая выплата по ОСАГО носит ограниченный характер возмещения ущерба, потому как сумма страхового возмещения рассчитывается не исходя из рыночной стоимости узлов, деталей подлежащих замене и работ, а из цен содержащихся в справочнике РСА. Как правило потерпевший в подтверждение размера ущерба предоставляет заключение эксперта, выполненное по Методике Минюста, о рыночной стоимости ущерба.
При этом эксперты, при отсутствии дополнительных вопросов, в заключении приводят стоимостные параметры новых оригинальных запасных частей. В ситуации с праворульными автомобилями из-за повреждения одного или двух элементов (например крыло + бампер) восстановительный ремонт автомобиля становится экономически нецелесообразным и сумма ущерба рассчитывается как разница между рыночной стоимостью автомобиля и стоимостью годных остатков.
Единственным эффективным способом защиты от таких исков является постановка перед экспертами вопросов о том имеется ли иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления дефектов? В таком случае эксперты вправе использовать стоимостные параметры новых но не оригинальных деталей, что значительно снижает сумму ущерба. Во всех случаях, перед назначением судебной автотовароведческой экспертизы необходимо анализировать рынок запасных частей для формирования точного круга вопросов экспертам.