Заявление защитника об отложении судебного разбирательства для истребования судом доказательств защиты, дополнительных документов и предметов с целью выполнения судом требований ч. 1 ст. 243 УПК РФ и обеспечения реализации процессуальных прав подсудимого и его защитника, предусмотренных ст. 47 УПК (права подсудимого) и статьей 244 УПК
Согласно ч. 1 ст. 271 УПК председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них ходатайства о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов или об исключении доказательств. В соответствии с частью 1 статьи 253 УПК при невозможности судебного разбирательства вследствие неявки в судебное заседание кого-либо из вызванных лиц или в связи с необходимостью истребования новых доказательств суд выносит определение или постановление о его отложении на определенный срок.
Одновременно принимаются меры по вызову или приводу неявившихся лиц и истребованию новых доказательств. 5 мая 2022 г. по итогам рассмотрения судом заявленного в предварительном слушании ходатайства защиты об истребовании дополнительных доказательств и предметом, имеющих значение для уголовного дела, заявленного в целях их последующего представления защитой для обеспечения реализации процессуальных прав, гарантированных подсудимому и его защитнику, а также ходатайства защиты об исключении доказательств, суд, совещаясь на месте, постановил отказать в истребовании доказательств защиты и исключении недопустимых доказательств, перечисленных по списку, изложенному в мотивированном тексте ходатайства.
Ходатайство защиты об истребовании дополнительных доказательств и предметом было письменно мотивированно, в частности, отсылкой к установлению части 7 статьи 234 УПК, согласно которому ходатайство защиты об истребовании дополнительных доказательств и предметов подлежит удовлетворению, если данные доказательства и предметы имеют значение для уголовного дела. Защита заявляла 5 мая 2022 г., и продолжает настаивать сейчас, что перечисленные в поданном ранее ходатайстве доказательства и предметы имеют значение как для уголовного дела, так и для обеспечения судом неукоснительной реализации прав подсудимого и его защитника на представление и исследование доказательств, в том числе для обоснования и доказывания ходатайства об исключении доказательств, которое подсудимый намерен завить в ходе изложения им своих показаний, подготовленных в виде письменных заметок.
Дело в том, что подсудимый утверждает о своей непричастности к преступлениям против половой неприкосновенности, в которых он обвинен. Отказ в истребовании дополнительных доказательств и предметов лишает подсудимого возможности подготовиться к защите. Лишение подсудимого (обвиняемого) возможности самостоятельно подготовиться к защите запрещено частью 3 статьи 47 УПК. В соответствии с частью 1 статьи 240 УПК в судебном разбирательстве все доказательства по уголовному делу подлежат непосредственному исследованию.
Истребуемые сведения относятся к уголовному делу и обстоятельствам, подлежащим доказыванию при производстве по уголовному делу. Для доказывания утверждения подсудимого об его непричастности необходимыми ему конкретными фактическими данными, подсудимый вправе с помощью суда их истребовать, а затем представить требуемые ему сведения в качестве своих доказательств, реализовав своё право подсудимого на представление доказательств, которое гарантировано ему государством, а именно пунктом 4) части 4 статьи 47 УПК. Право подсудимого и его защитника на представление и исследование доказательств гарантировано им также статьей 244 УПК.
Реализацию названных прав суд обязан обеспечить в силу задач, стоящий перед председательствующим судьей в соответствии с требованием части 1 статьи 243 УПК. Основанием отказа в удовлетворении ходатайства об истребовании дополнительных доказательств и предметом явилось то, что, по мнению суда, запрошенные защитником фактические сведения не входят в предмет доказывания по уголовному делу. Очевидно, что с таким процессуальным решением суда подсудимому и его защитнику согласиться не представляется возможным по следующим разумным причинам. В силу требования процессуального закона, изложенного в части 1 ст. 243 УПК, и обязательного для безусловного выполнения председательствующим судьёй, председательствующий руководит судебным заседанием, принимает все предусмотренные УПК меры по обеспечению состязательности и равноправия сторон.
Статьей 244 УПК гарантировано, что в судебном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равными правами на представление доказательств, участие в их исследовании, а также при обсуждении иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства дела. В соответствии с частью 1 ст. 248 УПК защитник подсудимого участвует в исследовании доказательств, заявляет ходатайства, излагает суду своё мнение по существу обвинения и его доказанности, об обстоятельствах, смягчающих наказание подсудимого или оправдывающих его, о мере наказания, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства. Без истребование запрошенных фактических данных подсудимый и его защитник лишаются судом права на представление и исследование доказательств, то есть запрошенных стороной защиты сведений; они также лишаются судом возможности представить факты для доказывания утверждения подсудимого об его непричастности. В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 5 УПК непричастность – это неустановленная причастность либо установленная непричастность лица к совершению преступления.
Следовательно, непричастность относится к одному из обстоятельств, исключающим преступность и наказуемость деяния. Поскольку это обстоятельство в силу пункта 5) части 1 статьи 73 УПК подлежит доказыванию, то подсудимый желает доказать это обстоятельство именно теми конкретными сведениями, об истребовании которых он заявляет.
Таким образом, это обстоятельство подлежит доказыванию при производстве по уголовному делу. Данное обстоятельство подсудимый и желает подтвердить именно теми конкретными доказательствами, которые он требует истребовать. Истребуемые защитой фактические сведения имеют самое непосредственное отношение к рассматриваемому уголовному делу и входят в предмет доказывания по данному уголовному делу, так как они подтвердят как непричастность подсудимого, так и его утверждения о недопустимости доказательств, которые незаконно будет пытаться представить обвинитель вопреки запрету, изложенному в части 1 статьи 75 УПК, согласно которому недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьёй 73 УПК.
Именно по изложенным причинам сторона защиты во второй раз заявляет требование об истребовании дополнительных доказательств и предметов, поименованных в тексте ходатайства защитника об истребовании дополнительных доказательств и исключении недопустимых доказательств (в соответствии со списком, содержащимся в том ходатайстве). Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2017 N 51 «О практике применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции (общий порядок судопроизводства)» обращено внимание судов на то, что рассмотрение уголовного дела в суде первой инстанции имеет особое значение в уголовном судопроизводстве в силу того, что в этой стадии решается вопрос о невиновности или виновности подсудимого и может быть постановлен оправдательный или обвинительный приговор.
В соответствии с положениями статей 15 и 244 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о том, что судебное разбирательство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, суд, рассматривая дело в общем порядке судопроизводства, обязан создать необходимые условия для осуществления сторонами предоставленных им прав, в том числе по представлению доказательств, на основании которых суд постановляет приговор или иное итоговое решение по делу, а также для исполнения ими своих процессуальных обязанностей.