В настоящей публикации хочу поделиться практикой рассмотрения судом в 2023 году вопроса в части конфискации автомобиля в рамках уголовного дела, по которому обвинительным приговором гражданин был осужден по ч.1 ст. 264.1 УК РФ (за управление автомобилем в состоянии опьянения, ранее подвергнутому административному наказанию за управление автомобилем в состоянии опьянения).
Изначально, при рассмотрении уголовного дела в судебном заседании перовой инстанции по обвинению моего доверителя в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264.1 УК РФ, в материалы дела были предоставлены доказательства того, что автомобиль был продан моим доверителем третьему лицу на основании договора купли-продажи, но не был переоформлен в органах ГИБДД на нового собственника.
Приговором суда первой инстанции автомобиль, как вещественное доказательство по уголовному делу, был конфискован в собственность государства. На приговор суда, в части разрешения судьбы вещественного доказательства — автомобиля, была подана апелляционная жалоба. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судом второй инстанции было вынесено апелляционное постановление, которым приговор суда первой инстанции в части разрешения судьбы вещественного доказательства — автомобиля, был отменён, и в этой части уголовное дело было направлено на новое рассмотрение. Из текста апелляционного постановления следует:
«Вместе с тем, исходя из требований ст. 297 УПК РФ, приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым, то есть, постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона. Приговор суда в части разрешения судьбы вещественного доказательства — автомобиля, требованиям закона не соответствует и подлежит отмене в связи с существенным нарушением уголовного закона.»
Из текста постановления следует:
«В силу действующего законодательства право собственности на транспортное средство возникает из сделок, в том числе на основании договора купли-продажи, и не связано с регистрацией этого транспортного средства в органах ГИБДД, поэтому переход права собственности на транспортное средство при его отчуждении связывается с моментом его передачи (п. 1 ст. 223 ГК РФ)».
Подводя итого вышеизложенному, могу посоветовать тщательно формировать доказательную базу ещё на стадии рассмотрения дела по первой инстанции.