Судебная практика по делам о “закладках” снова меняется

30.01.2026 09:06

3 мин

Уголовное право

В первом абзаце “Обзора судебной практики по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и

В первом абзаце “Обзора судебной практики по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов” от 26 июня 2024 года сказано, что незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов наносит серьезный вред здоровью граждан, духовно-нравственным основам российского общества, правопорядку и рассматривается на государственном уровне как угроза национальной безопасности (стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 733). Видимо поэтому, практика судов по всей стране в последние годы складываются таким образом, что зачастую наркоторговцам судами назначаются более строгие тюремные сроки, чем убийцам.

За последние 15 лет способы наркоторговли существенно изменились. Больше нельзя встретить, как раньше, матёрого “барыгу”, о котором знает весь район, и к которому стекаются все близ живущие наркоманы с мольбами о дозе. Сейчас же торговля наркотиками осуществляется через мессенджеры, установленные в смартфонах, где наркозависимые, после произведенной оплаты, получают координаты тайника-закладки с дозой наркотика. Наркоторговцев, закладывающих данные тайники, прозвали «закладчиками». В их роли выступает кто угодно – подростки, мужчины, женщины и даже старики. Закладчик, как правило, за раз на одном и том же участке местности, делает несколько тайников-закладок с наркотиками. Как квалифицировать действия закладчика, изначально порождали правовые дискуссии, которые приводили к разной правоприменительной практике на территории нашей страны. В итоге по стране сложилась практика, согласно которой, если лицо незаконно приобрело определенный объём наркотических средств и распределило данные средства на части, с размещением их в тайниках-закладках для последующего сбыта, такие действия следует квалифицировать как единое длящееся преступление, умысел которого заключается в получении прибыли от сбыта всей партии, изначально приобретенного большого веса. Данная практика существовала много лет, вплоть до 2023 года, когда Верховный суд РФ в 2022-2023 г.г. своими несколькими решениями согласился с выводами некоторых судов первой инстанции, которые осудили закладчиков, квалифицировав каждый ими заложенный тайник с наркотиком, как отдельный состав преступления.

С точки зрения ведомственной статистики, и присущего всем правоохранительным органам “пускания пыли в глаза” вышестоящему руководству, сотрудники полиции в последние годы с такой практикой правоприменения задрали свои служебные показатели до Луны. Лично я с данной практикой согласен не был, и в судах пытался доказывать свою точку зрения, но в вышеуказанный «Обзор судебной практики по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств…» были внесены вышеуказанные решения Верховного суда, а также было сказано, что с данной практикой ВС РФ абсолютно согласен. И вот прошло пару лет, и мнение Верховного суда поменялось. Обзором судебной практики Верховного суда РФ № 4 (2025) от 22 декабря 2025 года, из вышеуказанного “Обзора судебной практики по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств…” от 26.06.2024 г., исключены примеры определений Верховного суда по уголовным делам, где каждая “закладка” квалифицировалась как отдельное преступление, и фраза по тексту обзора о том, что «судам следует рассматривать применительно к каждой “закладке” как отдельное преступление с самостоятельным конкретизированным умыслом, а в целом такие действия – как совокупность преступлений, предусмотренных статьей 228.1 УК РФ», также исключена.

Кроме того, на сколько известно, в суды РФ разослано письмо заместителя председателя Верховного суда России от 16 января 2026 года, согласно которого позиция о том, что действия, направленные на сбыт наркотических средств нескольким потенциальным приобретателям в разных тайниках-закладках, рассматриваемые как отдельные преступления с самостоятельным конкретным умыслом – более не является практикообразующей. В письме сказано, что как единое продолжаемое преступление может квалифицироваться сбыт наркотических средств частями при доказанности единого умысла на сбыт всего объёма наркотических средств, что должно подтверждаться материалами уголовного дела.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

0 Отзывы
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы