204 статья Уголовного кодекса РФ вводит ответственность за такой состав преступления, как “коммерческий подкуп”.
Причем, если:
- ч.1-4 указанной статьи предусматривают такой состав преступления, как передача денежных средств или иного имущества лицу, осуществляющему управленческие функции в коммерческой либо иной организации с целью получения каких-либо личных выгод дающего лица (аналог дачи взятки)
- то ч. 5-8 предусмотрена ответственность за получение коммерческого подкупа лицом, осуществляющим управленческие функции.
Ст. 204 УК РФ расположена в гл. 23 Кодекса “Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях”. Относительно интересов службы в коммерческих организациях очевидно, что указанные интересы должны соответствовать целям деятельности коммерческих организаций. При этом по умолчанию цель деятельности любого бизнеса – это максимизация прибыли его учредителей. При указанных критериях закономерно возникает следующий вопрос:
Может ли в принципе быть вменен состав преступления, предусмотренного ч. 5-8 ст. 204 УК РФ, руководителю коммерческой организации, одновременно являющимся ее единственным учредителем?
По логике защищаемого ст. 204 интереса – не может. Действительно, такое лицо, олицетворяющее в себе принадлежащий ему бизнес, никак не может действовать в ущерб своим же интересам, что бы он ни делал. Получая откаты от контрагентов по гражданско-правовым договорам, он также действует в своем интересе.
Согласно разъяснениям высшей судебной инстанции уголовное преследование за коммерческий подкуп, совершенный лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, может осуществляться лишь по заявлению либо с согласия руководителя данной организации.
Уголовное преследование осуществляется на общих основаниях в случаях, когда в результате коммерческого подкупа лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, вред причинен интересам иных организаций либо интересам граждан, общества или государства.
Состав преступления в такой ситуации из формального становится материальным и для возбуждения дела необходимо установить факт причинения данным преступлением какого-либо вреда каким-либо лицам.



