10 месяцев назад ко мне обратился гражданин с просьбой оказать ему дистанционную помощь в защите его интересов, которого незаконно привлекли к уголовной ответственности за якобы незаконное использование товарного знака американской корпорации «Apple Inc» и вменили в вину 37 эпизодов преступной деятельности, каждый из которых квалифицирован по ч.4 ст. 180 УК РФ. От так называемой «преступной деятельности» был установлен ущерб в размере превышающим 50 миллионов рублей.
Первые партии уголовных дел были возбуждены еще в сентябре 2022 года. А затем, путем соединения к июню 2023 года, однотипные уголовные дела были соединены в единую конструкцию. Мой доверитель обычный индивидуальный предприниматель, который занимается честным трудом, ремонтирует сотовые телефоны за плату, либо выкупает б/у сотовые телефоны в любом состоянии, восстанавливает и продает.
То есть, обычный мелкий бизнес. Его партнер по уголовному делу занимается тем же самым. Платят налоги, занимаются полезным делом. Ни к каким поставкам из-за рубежа вообще отношения не имеют. Ранее я писывал в своей очередной статье, то есть это были товары, уже введенные кем-то в гражданский оборот и никак не могли являться предметом преступления.
Сами по себе манипуляции по соединению/выделению однотипных уголовных дел являются незаконными. В свое время мне пришлось в ходатайстве заявлять о фундаментальном нарушении уголовного закона в Чертановском районном суде г.Москвы (первый возврат дела), в другой своей статье освещал подобную ситуацию, доводы которого послужили основанием для возврата дела прокурору по ч.1 ст. 237 УПК РФ по обвинению в ч.4 ст. 180 УК РФ.
Моя задача в данном деле была максимально понятна, наполнить свежими идеями и свое видение доводов защиты в виде серии процессуальных документов. Ситуация предельно классическая, в российском правосудии ценится пишущий адвокат. А в задачу защитников и доверителя на местах входила задача интегрировать их в своё видение процесса, плюс вносить свои аргументы и внедрять уже на месте, а если необходимо, пробивать их различных инстанциях.
Должен сказать, такая конструкция взаимодействия защитников еще несколько лет назад мной была опробирована по делу в совершении преступления по ч.1 ст. 241 УК РФ в городе Санкт Петербург и доказала как свою эффективность, так и экономическую и временную (время как ресурс) целесообразность. Предмет исследования мне был более чем знакомый, так что с генерацией идей проблем не возникало.
Только за прошедший 2023 год с моим участием были прекращены два уголовных дела по обвинению в ч.4 ст. 180 УК РФ, которые ранее уже побывали в суде. Так что пришлось доставать свои старые наработки, а также вынесенные судебные акты с моим участием для усиления своих же доводов. Не обошлось и без новаций, с учетом особенностей конкретного дела.
Следователь, тоже не сидел без дела, осознав, что обвинение по ч.4 ст. 180 УК РФ фактически разрушено и применил весьма распространенный прием для своей страховки, в панике вменил в вину «на всякий случай» ч.2 ст. 171.1 УК РФ — использование заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товара. Само обвинение по ч.2 ст. 171.1 УК РФ является еще более бредовым, чем обвинение в совершении преступления по ч.4 ст. 180 УК РФ.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, содержится в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р (ред. от 27.03.2024) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», и в указанном перечне не содержится мобильных телефонов. Но эта совсем другая история, полагаю, что не пройдет и несколько месяцев, следователь ознакомится в полной мере и с законодательством о товарах, связанных с обязательной маркировкой, созданных на территории Таможенного Союза и Республики Казахстан.
Но это отдельная история. А пока, слона придется есть по частям. 14 мая 2024 года следователь вынес постановление о прекращении уголовного преследования по ч.4 ст. 180 УК РФ всем фигурантам по делу, в связи с отсутствием в их действиях состава преступления. Обрадовало в этом постановлении то, что мои доводы об отсутствии преступления как такового были отражены. Уникальность этого дела состоит в том, что удалось достигнуть положительного результата, минуя судебную стадию.
Выражаю признательность моим коллегам, а также их подзащитным за терпение, которые находились непосредственно на острие событий. Это результат коллективного труда.
С уважением, адвокат Вадим Гурьев
Впервые материал с процессуальными документами был мной опубликован на моей странице https://pravorub.ru/cases/103103.html юридического портала Праворуб
Прекращение уголовного преследования по контрафакту, в связи с отсутствием состава преступления
Задайте вопрос всем юристам на сайте
390 юристов отвечают
17 минут среднее время ответа
123 вопроса за сутки
На ваш вопрос может ответить искусственный интеллект
Статья была полезна?
Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам
Отвечу на ваши вопросы
Подобные публикации