Важные положения УК РФ, которые нашим читателям необходимо знать
Глава 11 УК РФ содержит основания освобождения от уголовной ответственности. Мы сейчас не будем вдаваться в процессуальные тонкости, скажем лишь, что относительно широко применяется примирение с потерпевшим и истечение сроков давности.
Одновременно существует глава 4 УПК РФ, которая устанавливает основания и процедуру такого прекращения. Там обратим внимание на статью 27 УПК РФ, которая устанавливает основания прекращения уголовного преследования.
Нужно понимать, что уголовное преследование прекращается по двум типам оснований: реабилитирующие и нереабилитирующие. Например, реабилитирующим основанием будет ситуация, когда человека задержали, предъявили обвинение, избрали меру пресечения (подписка или СИЗО, не так важно), расследуют дело, а потом оказывается, что он непричастен (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ). Или не виноват, выражаясь проще. В таком случае уголовное преследование в его отношении прекращается (при этом само уголовное дело не прекращается, его продолжают расследовать), самого человека отпускают на свободу и он получает статус свидетеля вместо подозреваемого или обвиняемого. Теперь он — реабилитант, то есть лицо, которое необоснованно привлекли к уголовной ответственности и ограничили его в правах. После этого он абсолютно чист.
В другом же случае, человека точно также задержали, обвинили и избрали меру пресечения. Расследуют дело, допустим, небольшой тяжести (например, ч. 1 ст. 159 УК РФ — мошенничество без квалифицирующих признаков), и тут с момента совершения преступления прошло 2 года. В отношении человека прекращают уголовное преследование в связи с истечением сроков давности, снимают все ограничения и он уходит домой как ни в чем не бывало, без всякого суда. Но это — прекращение по нереабилитирующему основанию. Точно также может быть и по примерению с потерпевшим. Примирился и идешь домой свободный.
Казалось бы, где разница между двумя приведенными примерами, если в обоих случаях человек по итогу уходит домой? А в том, что в первом случае его преследование прекращено по реабилитирующему основанию, а во втором нет. То есть в первом случае человек де-юре, со стороны государства официально признан невиновным, а во втором наоборот, он виноват, но ушел от ответственности в силу каких-то обстоятельств. Более того, если его сделали обвиняемым и дело прекратили вследствие истечения сроков давности (или, например, смерти обвиняемого), человек или его родственник по закону может обжаловать такое прекращение и добиваться расследования дела до конца, чтобы обелить имя.
В чем разница процессуально? Сейчас подробнее, прошу немного терпения. Есть в УК РФ понятие судимость (ст. 86 УК РФ). Там установлены сроки, которые после отбытия наказания человек считается судимым. После погашения или снятия судимости, согласно части 6 этой статьи, все правовые последствия, установленные УК РФ, для него не действуют. Он – не судим. Но есть одно большое НО. Существуют банки данных, установленные статьей 17 ФЗ «О полиции». Там сказано, что в банках данных (тот самый Информационный центр МВД) хранится информация о любых людях, которые так или иначе имеют отношение к преступлениям: преступникам, их жертвам и так далее, прочитайте внимательно часть 3 статьи 17 ФЗ «О полиции».
Так вот, согласно этой части, в банках данных хранится информация не только о тех, кто совершил преступление и был осужден, но и о тех, в отношении кого прекращалось уголовное преследование по следующим основаниям: «о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием». То есть, перечислены те самые нереабилитирующие основания.
Если вы когда-нибудь устраивались на работу, то знаете, что нужно получать справку о несудимости. Так вот, там указываются как случаи, когда человек осуждался за совершение преступления (там указывается даже, если человек еще не осужден, но уже имеет статус подозреваемого или обвиняемого), так и случаи, когда уголовное преследование в отношении него прекращалось по нереабилитирующим основаниям. То есть в тех самых случаях, когда человек помирился с потерпевшим, например. Это то же самое, что и судимость. Информация об этом в банке данных хранится вечность. Никакие положения о погашении судимости на нее не распространяются. Это клеймо будет у человека до самой смерти и даже после, а параллельно – у его близких родственников, в частности, детей.
И вишенка на торте. Не секрет, что во всем нашем государственном аппарате по-прежнему существует палочная система, или система показателей, выражаясь современнее. Для оперативника и следователя «палкой», то есть положительным показателем работы, будет являться как направление дела в суд, так и прекращение по нереабитилирующему основанию. Да, это не совсем равнозначные события, но в любом случае со знаком плюс. Главное – выставить статистическую карточку формы 1.1, где будет написано, что дело окончено. То есть, по большому счету, прекратить дело за истечением сроков давности и направить дело в суд равнозначно с точки зрения того, что оперативник и следователь раскрыли и расследовали дело, нашли преступника и доказали его вину.
Но к чему весь этот длинный рассказ. В ходе расследования уголовных дел следствие порой, зайдя в тупик, не имея воли отпустить невиновного человека домой, опасаясь ухудшения показателей работы и критики со стороны собственного руководства, необоснованно отказывает человеку в прекращении уголовного преследования в связи с непричастностью (реабилитирующее основание), и предлагает ему примириться с потерпевшим, загладив ущерб. Оформляется такое предложение очень привлекательно: сегодня ты сидишь в СИЗО, а завтра ты с постановлением о прекращении в отношении тебя уголовного дела хлебаешь мамин борщ у себя дома.
Казалось бы, все прекрасно. Но есть жестокая правда жизни. Запись в банке данных о данном факте останется навсегда. Теперь тот человек, кто пошел на признание вины, заглаживание ущерба и примирение с потерпевшим, фактически судим навсегда. Теперь он никогда в жизни не сможет устроиться в сколько-нибудь приличную организацию, будь то МВД, ФСБ, МИД, Сбербанк или Газпром. И его дети, скорее всего, не смогут. А еще его дети не смогут даже попасть служить по призыву в приличную воинскую часть. Вы не сможете объяснить своему сыну через 30 лет, почему его не берут в престижную Академию.
Увы, те ребята, которые продавали крипту или коды Гарантекс и сейчас сидят по СИЗО в нашей стране, этого не знают. Им кажется, что примирение с потерпевшим, это безобидный шаг, который решит все проблемы. Будто такое примирение нужно ИМ, а не следствию. Но это — жестокая манипуляция. Подобное «решение вопроса с потерпевшим» означает, что в любом другом деле, где фигурирует карта нашего р2р-трейдера, теперь появляется перспектива. Перспектива снова поймать нашего человека, посадить в СИЗО и вымогать признание вины и погашение ущерба потерпевшему ради готовенькой палки. Опять же, это не выдумка, а живые примеры из нашей практики.
Наконец, подобные кейсы формируют негативную практику в целом по стране. И, увы, она уже формируется. Мы уже получаем информацию не от криптанов, нет! Мы получаем информацию от наших знакомых, которые служат в органах МВД и прокуратуры, которые сообщают, что в их производство попадают дела о дистанционных мошенничествах, где получатель средств «рассказывает, что торговал криптой. говорит, что никого не обманывал. сидит в СИЗО. очень хочет решить вопрос с потерпевшим и пойти домой».
В заключение хочется сказать, что в этом году у нас будут как плохие, так и хорошие новости. Будут дела, где людей освобождают от ответственности, как непричастных. И мы всем обязательно поделимся. А пока берегите себя.