Осужденных, уклоняющихся от отбывания принудительных работ, предлагается заключать под стражу

31.03.2024

(обновлено 31.03.2024)

6 мин

17

Уголовное право

Осужденных, уклоняющихся от отбывания принудительных работ, предлагается заключать под стражу Осужденных, уклоняющихся от отбывания принудительных работ, предлагается заключать под стражу
Как сообщает «АГ», Минюст России представил на общественное обсуждение проекты поправок в УПК и УИК

Как сообщает «АГ», Минюст России представил на общественное обсуждение проекты поправок в УПК и УИК РФ, предусматривающих возможность заключения под стражу осужденных, уклоняющихся от принудительных работ. Согласно разработанным Минюстом поправкам в УПК и УИК осужденный, уклонившийся от отбывания принудительных работ, будет объявлен в розыск и задержан на срок до 48 часов с возможностью продления судом срока стражи до 30 суток.

Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Нвер Гаспарян назвал предложенные Минюстом поправки логичными и устраняющими пробелы в правовом регулировании в ситуациях, когда осужденные уклоняются от отбытия принудительных работ.

Советник ФПА Игорь Пастухов отметил, что безусловно заслуживающая поддержки идея должна получить более четкое оформление в тексте закона. Так, первый законопроект предусматривает внесение изменений в п. 18 ст. 397 УПК РФ путем расширения перечня оснований, когда суд сможет принять решение о заключении под стражу осужденного, уклоняющегося от отбывания принудительных работ.

Как сообщается на сайте Минюста, текущее регулирование действует в отношении осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания по таким основаниям, как неприбытие к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок или уклонение от получения соответствующего предписания. «Предлагается предоставить суду право вынесения решения о заключении под стражу таких осужденных по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Так, решение будет выноситься в отношении осужденных, не возвратившихся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда или самовольно оставивших исправцентр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправцентра, на срок свыше 24 часов», – пояснило ведомство. Вторым законопроектом предлагается внести изменения в УИК. В частности, ст. 60.4 Кодекса предложено дополнить ч. 7.1 следующего содержания: при возникновении непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по постановлению начальника ОВД по месту пребывания осужденного срок возвращения в исправительный центр может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации исправцентра.

В свою очередь, ч. 2 ст. 60.17 Кодекса предложено изложить в следующей редакции: осужденный, уклонившийся от отбывания принудительных работ, объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов, который может быть продлен судом до 30 суток. Время содержания под стражей осужденного, уклоняющегося от отбывания принудительных работ, будет засчитываться в срок принудительных работ из расчета один день содержания под стражей за два дня принудительных работ. Кроме того, после задержания осужденного к принудительным работам суд будет рассматривать вопрос о заключении такого лица под стражу и замене принудительных работ лишением свободы.

Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Нвер Гаспарян назвал предложенные Минюстом поправки логичными и устраняющими пробелы в правовом регулировании в ситуациях, когда осужденные уклоняются от отбытия принудительных работ. «В частности, речь идет о том, когда лица не получают предписания, не прибыли к месту отбытия принудительных работ в установленный срок, не возвратились в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда, самовольно оставили исправцентр, место работы и место проживания, определенные администрацией исправцентра и т.д. Важно, что законопроектами предусматривается учет уважительных причин несвоевременной явки осужденного, которые названы непредвиденными обстоятельствами, затрудняющими обратный выезд осужденного в установленный срок.

Данные обстоятельства хотя и не раскрыты, вместе с тем предполагают неограниченный перечень ситуаций, которые могут возникнуть на практике. При их наличии срок возвращения может быть продлен до пяти суток с обязательным уведомлением исправцентра. Законопроекты нацелены на дисциплинированное и ответственное отношение осужденных к принудительным работам, поскольку в противном случае данный вид наказания может быть заменен лишением свободы», – пояснил он.

Советник ФПА Игорь Пастухов отметил, что рассматриваемые поправки в качестве самого существенного изменения предусматривают для тех, кто не возвратился в исправительный центр после разрешенного выезда или самовольно покинул такой центр, замену содержания в помещениях исправцентров до рассмотрения материалов судом на содержание под стражей. «В связи с этим также предлагается уточнить порядок зачета срока содержания под стражей и дней разрешенного выезда в срок отбытия принудительных работ.

Задайте вопрос всем юристам на сайте
245 юристов отвечают
15 минут - среднее время ответа
58 вопросов за сутки
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Представляется важным, что поправки также предлагают изменить действующую формулировку, формально сегодня обязывающую судью принять при поступлении представления исправительного центра только решение о замене принудительных работ на заключение под стражу. Это предоставит судье законную возможность в определенных случаях не согласиться с представлением, что заслуживает безусловной поддержки. Также поправки содержат правильное предложение о возможности осужденному получить документ о продлении срока возвращения в исправцентр, если возникли непредвиденные обстоятельства, затрудняющие обратный выезд в установленный срок. Однако возникают сомнения в том, как осужденный сможет реально воспользоваться таким правом.

Пока представляется очевидным, что между подачей заявления начальнику полиции о продлении срока возвращения в исправцентр и вынесением последним постановления может пройти большое время. Как должен будет вести себя осужденный в этот период? К тому же в поправках закрепляется именно право, а не обязанность начальника полиции вынести такое постановление. В каком положении окажется осужденный, когда он спустя некоторое время после подачизаявления получит постановление об отказе в продлении срока возвращения? Представляется, что, безусловно, заслуживающая поддержки идея должна получить более четкое оформление в тексте закона», – заключил он.

Источник: ФПА        

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте его юристам

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo

Юристы рядом